Федеральное агентство по образованию
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Северо-Кавказский научный центр высшей школы
ББК 87я7
А 23
Печатается по решению редакционноиздательского
совета Северо-Кавказского
научного центра высшей школы ЮФУ
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Е.Е. Несмеянов,
доктор философских наук, профессор Л.В. Жаров
А 23
Н.А. Агеева
Агеева Н.А. Философия. Контрольные работы, тесты. –
Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2010. – 208 с.
ФИЛОСОФИЯ
Контрольные работы, тесты
ISBN 978-5-87872-501-9
Сборник включает комплекс контрольных работ, охватыУчебно-методическое
пособие
вающий основные разделы курса философии. Традиционные
философские проблемы (онтология, гносеология, методология,
антропология, аксиология, развитие общества, биоэтика) рассматриваются
в историческом аспекте. Большое внимание уделяется
сопоставительному анализу содержания философской
культуры. Доступность изложения сочетается с полнотой рассматриваемых
проблем и современностью научных взглядов. В
приложении представлены 100 тестов по курсу «Философия»,
соответствующие требованиям ГОС. Предназначена для преподавателей
вузов, студентов, аспирантов и всех интересующихся
актуальными вопросами философии.
Ростов-на-Дону
СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН
2010
2
ISBN 978-5-87872-501-9
ББК 87я7
© Агеева Н.А., 2010
© СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2010
Стр.1
Содержание
стр.
Введение …………………………………………………………….. 5
Контрольные работы по курсу «Философия» …………………… 7
Контрольная работа: «Философия, ее роль в жизни человека и
общества» …………………………………………………………… 7
Контрольная работа: «Античная философия» …………………… 10
Контрольная работа: «Философия Платона» ……………………..
Контрольная работа: «Философия Аристотеля» ……….................
15
18
Контрольная работа: «Средневековая философия» ……………… 22
Контрольная работа: «Философия Фомы Аквинского» .................
26
Контрольная работа: «Философия эпохи Возрождения» ………... 30
Контрольная работа: «Философия Н. Кузанского» ……………… 35
Контрольная работа: «Философия Нового времени» ….................
Контрольная работа: «Философия Р. Декарта» …………………...
38
42
Контрольная работа: «Немецкая классическая философия» ……. 46
Контрольная работа: «Философия И. Канта» ……………………..
Контрольная работа: «Философия Г.В.Ф. Гегеля» …….................
Контрольная работа: «Марксистская философия» …….................
50
53
57
Контрольная работа: «Философия иррационализма» …………… 61
Контрольная работа: «Философские взгляды Ф. Ницше» ………. 65
Контрольная работа: «Философия экзистенциализма» …………..
Контрольная работа: «Философия К. Ясперса» …………………..
Контрольная работа: «Философия бессознательного» …………...
68
73
77
Контрольная работа: «Сознательное и бессознательное З. Фрейда»
…………………………………………………………................
Контрольная работа: «Аналитическая психология К. Юнга» …...
81
85
Контрольная работа: «Религия как феномен культуры» ………… 90
Контрольная работа: «Становление русской философии» ……… 93
Контрольная работа: «Философия В.С. Соловьева» ……………..
98
Контрольная работа: «Философия И.А. Ильина» ………………... 101
Контрольная работа: «Философия Н.А. Бердяева» ……………… 106
Контрольная работа: «Культура и цивилизация» ………………... 110
Контрольная работа: «Философия русского космизма» ………… 115
Контрольная работа: «Философия истории Г.В. Плеханова» …... 119
3
4
Контрольная работа: «Философия М.М. Бахтина» ……................. 123
Контрольная работа: «Проблема смысла жизни в русской философии»
………………………………………………………………. 126
Контрольная работа: «Бытие природы» …………………………... 130
Контрольная работа: «Концепция бытия Э. Фромма» …………... 134
Контрольная работа: «Бытие человека» ………………………….. 137
Контрольная работа: «Теория познания» ………………………… 141
Контрольная работа: «Мифологическое и рациональное мышление»
………………………………………………………………….. 144
Контрольная работа: «Проблема истины в философии» ………... 149
Контрольная работа: «Теория ценностей» ……………………….. 153
Контрольная работа: «Философия любви» ……………................. 157
Контрольная работа: «Становление и развитие философской
антропологии» ……………………………………………………… 162
Контрольная работа: «Философия и медицина» ………................. 166
Контрольная работа: «Биоэтика» ………………………................. 170
Контрольная работа: «Эстетика» ………………………………….. 174
Контрольная работа: «Философия техники» ……………………... 178
Контрольная работа: «Глобальные проблемы современности» … 181
Приложение. Тесты по курсу «Философия» ……………………... 186
Стр.2
Введение
Приобретение знаний, умений и навыков студентами осуществляется
не только с помощью преподавателя, но и самостоятельно,
прежде всего в общении с различными литературными
источниками. Но книга учит только тогда, когда студент
умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимать прочитанное.
Умение
самостоятельно работать с учебником и любой другой
книгой необходимо не только в период обучения: приобретать
знания придется всю жизнь. Из чего же складывается это
умение? Начиная работу с текстом, «идеальный читатель» ставит
перед собой задачу сначала понять материал, затем выделить
в нем наиболее существенную информацию и только после этого
запомнить ее. В работе по пониманию и непроизвольному
запоминанию текста можно условно выделить три этапа.
Первый этап. Работа до начала чтения. Начинайте работу с
заголовка и эпиграфа, так как именно в них отражена основная
идея автора.
Второй этап. Работа во время чтения. Ведите диалог с текстом.
Выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения
и проверяйте их. По ходу чтения выясняйте трудные
для вас вопросы. Делайте выписки, подчеркивайте важные мысли,
составляйте схемы, таблицы и т.д.
Третий этап. Работа над текстом после прочтения. Попытайтесь
выразить главную мысль текста. Читайте повторно
трудные для вас части текста. Составьте план. Задавайте себе
вопросы по прочитанному.
Проверить и закрепить полученные знания поможет словарная
работа по основным философским терминам. Вопросы,
предлагаемые студентам для подготовки к семинарским занятиям,
являются неким планом, кратким изложением темы; они
способствуют активизации мыслительной деятельности при са5
6
мостоятельной
работе с учебниками и первоисточниками по философии.
Плодотворная работа студентов на семинарских занятиях
является показателем их умения самостоятельно приобретать
знания через активное чтение.
Вопросы, предлагаемые студентам для написания контрольных
работ, позволят преподавателю оценить и степень усвоения
знаний, и степень владения ими. В данной книге даны
готовые ответы на вопросы контрольных работ по философии.
Механическое запоминание – это самый легкий путь для студента.
«Идеальный студент» найдет ответы в «багаже» собственных
знаний, либо, опираясь на готовые ответы, найдет более полное
пояснение в учебниках и первоисточниках по философии.
Стр.3
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ
«ФИЛОСОФИЯ»
Контрольная работа:
«Философия, ее роль в жизни человека и общества»
Вопрос 1: Каковы основные концепции возникновения
философии?
Ответ 1: Философия как тип человеческой деятельности и
познания возникла более 2,5 тысяч лет назад, почти одновременно
в нескольких странах: в Китае, Индии, древнем Израиле и
позднее в античной Греции. Основными концепциями происхождения
философии являются: 1) мифогенная; 2) гносеогенная;
3) социогенная. Согласно первой, философия древних греков
проистекает из их религиозно-мифологических воззрений и
представляет собой их рационализацию путем перевода мифологических
образов на язык понятий и категорий. Согласно второй,
философия возникла на базе положительных знаний, накопленных
предыдущей эпохой. В настоящее время общепризнанной
является третья концепция – социогенная, согласно которой
нововведения в социально-экономической жизни общества послужили
интеллектуальному сдвигу от мифа к понятийному
мышлению.
Вопрос 2: Почему философию считают ядром духовной
культуры общества?
Ответ 2: Духовный опыт человечества проявляет себя в
трех основных сферах: Истина (наука и идеология), Добро (мораль
и религия), Красота (искусство в различных формах и видах).
Философия находится на стыке этих сфер и впитывает все
богатство и многообразие духовной культуры общества. Именно
поэтому философия есть синтез Истины, Добра и Красоты; ядро
духовной культуры общества.
7
Вопрос 3: Что такое мировоззрение?
Ответ 3: Под мировоззрением следует понимать не только
систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту систему
знаний, которая для социального субъекта приобретает значение
присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки
явлений, определяющего характер отношения человека к миру и
к себе, осознания целей и смысла жизни, характера поступков и
действий. Мировоззрение – есть способ духовно-практического
освоения мира.
Вопрос 4: В чем состоит особая роль философии в жизни
человека и общества?
Ответ 4: Философия развивает у человека способность к
теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.
Хоть и опосредованно, но философия подключена
к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих
направленность человеческой деятельности.
Вопрос 5: Что изучает философия?
Ответ 5: Философия изучает всеобщие законы природы,
общества и человеческого мышления. Ни одна из точных наук
не исследует сложнейшие мировоззренческие вопросы о смысле
жизни, о призвании человека, его смерти и бессмертии и т.д.
Вопрос 6: В чем суть основного вопроса философии, по
И. Канту?
Ответ 6: Кант предложил несколько основных философских
вопросов: 1. Что я могу знать? 2. На что я могу надеяться? 3. Что я
должен делать? 4. Что такое человек? Четвертый вопрос философ
считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих.
Человек, по Канту, – это существо, способное к познанию,
вере в Бога и нравственному поведению. Загадка состоит в
том, каким образом данные способности соединяются в человеческом
сознании, какова их иерархия? Таким образом можно ответить
на основной вопрос философии: «Что такое человек?»
8
Стр.4
Вопрос 7: Каковы основные функции философии?
Ответ 7: К числу основных функций философии относятся:
методологическая, мировоззренческая, конструктивная, идеологическая,
интеллектуальная, практически-деятельная.
Вопрос 8: В чем суть методологической функции философии?
Ответ
8: Под методологией следует понимать систему исходных
основополагающих принципов, определяющих способ
подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним,
направленность познавательной и практической деятельности.
Методологическая функция философии предполагает, что отношение
человека к миру должно исходить из осознания им природы
сущности мира и человека, предельных оснований их бытия;
осознания человеком своего места в мире и отношения к
нему; осознания общей структуры мира и состояния, в котором
он находится.
Вопрос 9: Что объединяет философию с наукой?
Ответ 9: Философия выполняет ряд познавательных функций.
Целью науки является описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности, составляющих
предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Философия
выполняет по отношению к науке функции методологии
познания и мировоззрения, интерпретации ее результатов. Философия,
как и наука, стремится к теоретической форме построения
знания, к логической доказательности своих выводов.
Вопрос 10: В чем заключается специфика философского
знания?
Ответ 10: Философия – единственная из наук объясняет,
что такое бытие, какова его природа, соотношение материального
и духовного в бытии. Она выполняет функцию интеллектуальной
разведки там, где конкретные науки зашли в тупик. «Белые
пятна» в познавательной картине мира философия заполняет
силой логического мышления. Общемировоззренческие и
9
теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются
и формируются в сфере философии.
Контрольная работа:
«Античная философия»
Вопрос 1: На какие этапы можно разделить античную
философию?
Ответ 1: Античная философия – это философия древних
греков и римлян (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). Традиционно выделяют
четыре основных этапа: 1) раннюю классику (натуралисты,
досократики). Главные проблемы – «Физис» и «Космос»,
его строение; 2) среднюю классику (Сократ и его школа, софисты).
Главные проблемы – сущность человека; 3) высокую классику
(Платон, Аристотель и их школы). Главные проблемы –
синтез философского знания, его проблем и методов;
4) эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий и др.). Главные проблемы – мораль и свобода человека,
познания и т.д. К ним прибавляются вопросы структуры Космоса,
судьбы Космоса и человека, отношения Бога и человека
(Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).
Вопрос 2: Каковы фундаментальные проблемы античной
философии?
Ответ 2: Античная философия выдвинула ряд фундаментальных
идей и проблем, которые не потеряли значения по сей
день:
1. Проблема бытия, небытия, материи и ее форм.
2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими
людьми.
3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья.
4. Проблема отношения человека и Бога, божественной воли,
строения Богом Космоса.
10
Стр.5