УДК 81´24
ББК 81.2-5
К 18
К 18
Каменский М. В.
Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении: монография.
– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 202 с.
ISBN 978-5-9296-0778-3
Монография посвящена изучению дискурсных маркеров как языкового
феномена в сопряжении социолингвистической и когнитивно-дискурсивной
парадигм. Исследование выполнено на аутентичном корпусном материале
английского и русского языков как разносистемных с применением методологии
корпусной лингвистики и автоматизированного анализа текста.
Монография предназначена для лингвистов и филологов, преподавателей
гуманитарных университетов и институтов, аспирантов и студентов
лингвистических и филологических специальностей, а также для широкого
круга читателей.
УДК 81´24
ББК 81.2-5
Научный редактор:
д-р филол. наук, профессор С. В. Гусаренко
Рецензенты:
д-р филол. наук, профессор кафедры английской филологии
Курского государственного университета И. С. Бороздина,
д-р филол. наук профессор, заведующий кафедрой немецкого языка
Института филологии Кабардино-Балкарского государственного
университета Р. С. Аликаев,
д-р филол. наук доцент кафедры теории и практики перевода
Северо-Кавказского федерального университета С. Н. Бредихин
ISBN 978-5-9296-0778-3
© Каменский М. В., 2015
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении
Предисловие
Повышенный интерес зарубежных и российских ученых к дискурсным
маркерам, проявляющийся в устойчивом росте исследований
в различных языках [Каменский, 2013, с. 60–61], объясняется
полифункциональностью данных языковых единиц и возможностью
их изучения с разных теоретических позиций.
Настоящая научная работа отличается тем, что в ее методологическом
аппарате доминирует комплексный подход к изучению дискурсных
маркеров, совмещающий в себе когнитивно-дискурсивную
и социолингвистическую парадигмы, концептологические и лексико-семантические
аспекты. Она предполагает применение целого
ряда теорий (теория текста, теория дискурса, теория дискурсных
маркеров, когнитивная теория, социокогнитивная теория и др.), что
относит данное исследование к актуальным работам. Именно синтез
этих глобальных направлений лингвистической науки позволил
успешно решить намеченные задачи и добиться выполнения поставленной
цели.
Проведенные ранее исследования [Каменский, 2007б, 2013е,
2014л] в полной мере дают основания для рассмотрения изучаемых
языковых единиц с заявленной точки зрения, а именно в социокогнитивном
освещении. Наше убеждение базируется на утверждении, что
социальные стратификации языка имеют в своей основе когнитивные
установки, определяющие дискурсивное поведение коммуникантов.
Дискурсные маркеры как неотъемлемый компонент дискурса выступают,
с одной стороны, показателями социального статуса участников
коммуникативного акта в дискурсивном взаимодействии, с другой
стороны, воплощением их когнитивных установок.
Тематическую, предметную и методическую специфику настоящего
исследования подчеркивает само понятие дискурса, под которым
мыслится одновременно как социально обусловленная и культурно
закрепленная система рационально организованных правил
3
Стр.3
Каменский М. В.
словоупотребления и взаимоотношения различных высказываний в
структуре речевой деятельности, так и развернутое когнитивно-языковое
образование.
Исследование дискурсных маркеров с социолингвистической и
когнитивной точек зрения является актуальным в связи со сменой
научной парадигмы, произошедшей в последние годы. Напомним,
что термин «парадигма» по Т. Куну трактуется как «признанные всеми
научные достижения, которые в течение определенного времени
дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»
и представляют собой «ряд повторяющихся и типичных (quasistandard)
иллюстраций различных теорий в их концептуальном,
исследовательском и инструментальном применении» [Кун, 2003,
с. 73]. При этом в основе различия парадигм как специфических
форм знаний лежит представление об объекте познания и методологии
его изучения.
Сегодня лингвистов больше интересует не отвлеченная языковая
система, а ее реальное воплощение в речи, взятое во всем разнообразии
форм этого воплощения. Новая, не формально-структурная,
а функционально-коммуникативная парадигма базируется на утверждении
о том, что никакие языковые явления не могут быть адекватно
поняты и описаны вне их употребления. Поэтому появление
дискурсивного анализа в качестве особой отрасли лингвистики, вырабатывающей
собственные методы для исследования дискурса как
нового объекта изучения, является закономерным.
В настоящее время дискурсивный анализ вполне институализировался
как междисциплинарное научное направление. Поскольку
любой дискурс возникает в рамках конкретной ситуации, анализ
дискурса дает характеристику того, что в контексте взаимодействия
людей, направленного на достижение каких-либо целей,
коммуниканты интерпретируют речь и действия. Дискурсивный
анализ также предполагает учет экстралингвистических факторов
при описании и объяснении рассматриваемого материала, что
дает исследователю возможность расширить горизонты интерпретации.
Таким образом, дискурсивный анализ – это совокупность
методик и техник интерпретации различного рода текстов или
4
Стр.4
Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении
высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой
в конкретных общественно-политических и культурно-исторических
условиях. Следовательно, анализ дискурса все больше
приобретает когнитивную направленность.
Изменение системы научных представлений об объекте исследования
привело к расширению сферы изучения языковых фактов, таких,
как дискурсные маркеры, их более глубокому и всестороннему
рассмотрению. Поэтому одновременно с углублением формальных
аппаратов различных лингвистических концепций расширились и
границы охвата материала в синтагматике.
Комплексное социокогнитивное исследование дискурсных маркеров
требует анализа больших объемов аутентичных текстов, что
диктует необходимость их автоматической обработки. Оптимальным
подходом к автоматизированному поиску и анализу дискурсных
маркеров в аутентичных текстах является использование регулярных
выражений, описывающих их синтагматику. Проведенное исследование
выступает методологическим основанием для разработки автоматизированного
анализатора дискурсных маркеров, использованного
в настоящей работе для верификации полученных результатов
[Каменский, 2014, с. 95–137].
Итак, факт наличия в системе языка такого явления как дискурсные
маркеры требует анализа когнитивной логики, приведшей к
его появлению и причин его широкого распространения в системе
языка как социолингвистического феномена. В этой связи возникает
необходимость взглянуть на данные языковые единицы с новой
точки зрения, а именно в свете сопряжения парадигм когнитивной
лингвистики и социолингвистики, чему и посвящена настоящая монография.
5
Стр.5
Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении
Содержание
Предисловие .................................................................................................3
1. Дискурс и анализ дискурса: социокогнитивный аспект ......................6
2. Понятие, общие и специфические характеристики дискурсных
маркеров ...................................................................................................15
3. Основные теоретические подходы к анализу дискурсных маркеров .22
4. Дискурсные маркеры как маркеры социальных отношений ...............29
4.1. Социальный фактор в исследовании дискурсных маркеров .........29
4.2. Социальная вариативность языка: основные теоретические
подходы ..............................................................................................36
4.3. Специфика использования дискурсных маркеров в различных
возрастных группах ...........................................................................43
4.4. Дискурсные маркеры в социальном взаимодействии дискурсов .50
4.5. Социолингвистическая парадигма дискурсных маркеров ............54
5. Дискурсные маркеры как когнитивные операторы коммуникации ...61
5.1. Когнитивно-функциональная модель дискурсных маркеров
(расширенная версия) ...............................................................................61
5.2. Функциональные слоты дискурсных маркеров, поддерживающих,
уточняющих и усиливающих существующие когнитивные
представления о контексте дискурса (сопоставительный анализ) ....70
5.3. Функциональные слоты дискурсных маркеров, противоречащих
существующим когнитивным представлениям о контексте
дискурса или отменяющих их (сопоставительный анализ) ...........103
5.4. Функциональные слоты дискурсных маркеров, вводящих
новые когнитивные представления о контексте дискурса
(сопоставительный анализ) ...............................................................113
Заключение ...................................................................................................150
Литература ....................................................................................................154
201
Стр.201