МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 37.04.01 – Психология Магистерские программы: «Психология в бизнесе», «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Психологическое консультирование» Магистратура Ставрополь 2016 УДК 159.9.072:167 (075.8) ББК 88.37в6 я73 К 30 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета К 30 Качественные и количественные методы исследований в психологии: практикум / сост. <...> Основные положения дисциплины «Качественные и количественные методы в психологии» могут быть использованы в даль3 КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ нейшем при выполнении преддипломной практики и магистерской диссертации. <...> Курс направлен на формирование у выпускника магистратуры таких компетенций как: – способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3); – готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5). <...> КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Цель – формирование представления у магистрантов о количественных методах психологического исследования и особенностях их использования в психологических исследованиях. <...> Теоретическая часть Научный метод – это способ познания и научного исследования. <...> В психологии есть методы, использование <...>
Качественные_и_количественные_методы_исследований_в_психологии.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки 37.04.01 – Психология
Магистерские программы: «Психология в бизнесе»,
«Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций»,
«Психологическое консультирование»
Магистратура
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 159.9.072:167 (075.8)
ББК 88.37в6 я73
К 30
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
К 30 Качественные и количественные методы исследований
в психологии: практикум / сост. Т. А. Майборода. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 90 с.
В практикуме рассматриваются актуальные прикладные вопросы
дисциплины, представлены вопросы и задания для подготовки
студентов к практическим занятиям (семинарам).
Предназначен для студентов, обучающихся по магистерской
программе 37.04.01 – Психология.
УДК 159.9.072:167 (075.8)
ББК 88.37в6 я73
Составитель
канд. пед. наук, доцент Т. А. Майборода
Рецензенты:
канд. психол. наук, доцент А. Д. Ложечкина,
д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина
(Ставропольский государственный медицинский университет)
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
Стр.2
Практикум
Предисловие
Цель освоения дисциплины – ознакомить студентов с понятийно-терминологическим
аппаратом, основными теоретическими постулатами,
которые лежат в основе использования качественных и
количественных методов исследования современной психологии;
показать возможности приложения качественных и количественных
методов в практической деятельности психолога; развить профессиональные
и общенаучные компетенции магистранта по направлению
подготовки направлению 37.04.01 – Психология для самостоятельной
работы по применению качественных и количественных
методов в собственных психологических исследованиях и анализу
полученных в них результатов, выполняемому с применением в том
числе статистических методов обработки информации.
Задачи освоения дисциплины:
– ознакомление с понятийно-категориальным аппаратом дисциплины,
с кругом доступных психологам качественных и количественных
методов исследования, источников данных, исследовательских
планов и методов обработки результатов;
– овладение критериями оценки качества качественных и количественных
методов научных исследований, психометрических инструментов;
–
формирование целостной системы личностно-профессиональных
компетенций в области планирования и организации проведения
собственных эмпирических исследований, анализа и интерпретации
полученных в них результатов;
– формирование умений и навыков создания визуальных (в том
числе, компьютерных) презентаций данных, полученных в исследовании.
Дисциплина
относится к базовой части дисциплин (Б1.Б.3). Ее
освоение происходит в 3 семестре.
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения
данного курса, формируются в процессе изучения таких дисциплин,
как «Планирование теоретического и эмпирического исследования»,
«Статистические методы в психологии».
Основные положения дисциплины «Качественные и количественные
методы в психологии» могут быть использованы в даль3
Стр.3
КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
нейшем при выполнении преддипломной практики и магистерской
диссертации.
Курс направлен на формирование у выпускника магистратуры
таких компетенций как:
– способность к самостоятельному поиску, критическому анализу,
систематизации и обобщению научной информации, к постановке
целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий
их достижения (ОПК-3);
– готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических
свойств и состояний, психических процессов, различных
видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей
возрастных этапов, кризисов развития факторов риска, принадлежности
к тендерной, этнической, профессиональной и другим
социальным группам (ПК-5).
4
Стр.4
Практикум
Содержание
Предисловие . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 3
1. Количественные методы, их характеристика . . . . . . . . 5
2. Качественные методы, их характеристика . . . . . . . . . . 9
3. Интервью. Виды интервью, их характеристика . . . . . . . 14
16
4. Наблюдение, виды наблюдения, их характеристика.
Ошибки наблюдения . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
5. Анкетирование, виды анкет, их характеристика . . . . . . 22
6. Групповые качественные методы, их характеристика . . . 25
7. Принципы проведения фокус-группы. Преимущества
и ограничения фокус-группы . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Анализ и интерпретация результатов качественного
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11. Вербальные проективные методики, используемые
в групповых качественных методах . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
13. Определение и виды тестов . . . . . . . . . . . . . . .
37
.
.
10. Проблема валидности результатов фокус-группового
интервью и расширенной креативной фокус-группы . . . .
.
.
.
.
12. Невербальные проективные методики, используемые
в групповых качественных методах . .
.
.
.
64
.
. 67
14. Требования к тестированию . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
15. Статистические гипотезы, их характеристика . . . . . . . 74
16. Статистические критерии, их характеристика . . . . . . . 78
17. Группировка данных и распределение частот . . . . . . . 81
18. Статистические ряды, распределение и гистограммы . . 84
89
.
8. Методы фокус-группового интервью . . . . . . . . . . . . . 48
52
.
57
61
Стр.89