к ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА НОВЫЕ ПОДХОДЫ Чебоксары 2009 Национальная библиотека ЧР k-053486 к-0534 Обязан ■ ч. а з . <...> Е ^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ^Н А У 1 ^ ^ О РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Г.А. ЕРМАКОВА к ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА НОВЫЕ ПОДХОДЫ Учебное пособие Чебоксары Издательство Чувашского университета 2009 УДК 882+894.344.0 ББК 74.268.3 Е72 Рецензенты: В.А. Ендеров, канд. филол. наук, доцент (Чувашский государственный институт гуманитарных наук); Л.П. Матвеева, учитель высшей категории Ермакова Г.А. <...> Е72 Новые подходы к преподаванию предметов филологического цикла: учеб. пособие / Г.А. Ермакова. <...> Учебно-методическое пособие «Постижение тайны Слова», которое знаком'ит учителя с новыми подходами к преподаванию литературы. <...> Личность ученика общалась с личностью писателя в сфере сознания, т.е. шло «мыслящее постижение», то постижение, о котором так мечтал М.М. Бахтин, - постижение тайны Слова. <...> Такую среду, по мнению автора, можно создать, если в учебном процессе использовать приемы модели развития критического мышления, ибо главная цель стратегии КМ - открытие себя и того, что в нас. <...> И наконец, функция самообразования (и самовоспитания) состоит в совершенствовании мышления, чувств и воли личности, а также её практических умений и навыков, самоопределении уровня своей воспитанности и образованности, социальной и культурной развитости, она предполагает владение навыками самообучения, понимание собственного кругозора и зоны ближайшего развития, что предполагает видение себя в культуре, что и включает стратегия КМ. <...> Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики, должен всегда видеть возможное поле глубинного общения с ребёнком, а для этого он должен находиться в иной, чем прежде, а именно <...>
Новые_подходы_к_преподаванию_предметов_филологического_цикла_(1).pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Методы и приёмы развития критического мышления
обучающихся........................................................................................... .......... 13
Философско-методологические основы развития критического
мышления........................................................................................... 13
Критическое мышление на фоне интеллектуально-педагогических
технологий..................................................................................................... 24
Трёхфазовое построение урока.............................................................. 35
Методические приёмы для цикла «Вызов - Осмысление -
Размышление».............................................................................................. “
^1
Использование приёма «тройного дневника» на >роках литерату ры.. 56
Художественная ассоциация как один из элементов урока литературы 62
Список рекомендуемой литературы.......................................................... 66
Глава 2. Новые подходы к проведению уроков внеклассного чтения
И р о ф а .м м а д у х о в н о -н р а в с т в е н н о г о с т а н о а л е н и я л и ч н о с т и ш к о л ь н и к а
68
XX] века «Обретающему путь».................................................................... 68
Соприкосновение. Путь к совести (5 класс)....................................... 78
Ос.мысление. Путь к мудрости (6 класс).............................................. 93
Постижение. Путь к истине (7 класс).................................................. ЮЗ
■ Восхождение. Путь к красоте (8 класс)............................................... 116
Обретение. Путь к себе. Познание себя (9 класс)............................. 126
Осознание. Созида1лие (10-11 классы)................................................. 135
Список рекомендуемой литературы...................................................... - 142
Глава 3. Структура и содержание уроков на основе новых технологий..
144
«Созвучье слов живых...» (по стихотвореиию М.Ю. Лермонтова
«Молитва»).7 класс...................................................................................... 1 ‘^6
«... Пачшю начал» (по пропущенной главе повести А.С. Пушкина 151
«Капитанская дочка»).8 класс..................................................................
«Святое вечности зерно...» (по стихотворению М.Ю. Лермонтова
«Мой дом»).6 класс...................................................................................... 136
«Наше земное дело...» (по стихотворению в прозе И.С. Тургенева
«Истина и правдад).10 класс................................................................... 162
Урок развития речи. 8 класс................................................................... 166
Тревога + вера = будущее (по сгихотюрению в прозе И.С. Тургенева
«Разговор»), 10 класс....................................................................................
|69
Список рекомендуемой литературы
Заключение.........................................................................................................
177
178
179
Стр.181