МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ РОССИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Учебно-методическое пособие
Составитель
Е.В. Камараули
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение в историческую науку ..................................................................... 4
1.1. Предмет, объект, методология и принципы истории как науки ........... 4
1.2. Понятие и классификация исторического источника ............................ 5
1.3. Вспомогательные исторические дисциплины ........................................ 6
2. Программа учебного курса «История России» .............................................. 8
3. Тематический план и сетка часов учебного курса
«История России» ........................................................................................... 10
4. Материалы для изучения учебного курса «История России»
на семинарских занятиях ................................................................................ 11
5. Практические задания для работы на семинарских занятиях .................... 35
6. Экзаменационные вопросы по учебному курсу «История России» .......... 51
3
Стр.3
политов, расположенные по 17 степеням от Владимира I до Ивана Грозного.
Никоновская летопись, составленная в Москве, представляет собой настоящую
историческую энциклопедию XVI в. Свое название летопись получила,
поскольку в XVII в. принадлежала патриарху Никону. В одном из списков
летописи содержится 16 тысяч миниатюр – цветных иллюстраций
(«лиц»), за что этот список получил название Лицевого свода.
С XVI–XVII вв. для исторической науки большое значение приобретает
изучение актового материала, источников законодательного характера,
делопроизводства центральных и местных учреждений. Появляются первые
массовые источники, связанные с налогообложением – писцовые и переписные
книги. Большинство из этих типов источников сохраняет свою актуальность
для изучения XVIII в., одновременно появляются новые важные
источники – материалы ревизий населения (ревизские сказки), которые в
настоящее время очень полезны для генеалогических исследований.
Для изучения истории XIX – начала XX в. важными источниками
становятся произведения эпистолярного жанра – частная переписка, разного
рода мемуары и воспоминания.
В XX в. разнообразные письменные источники дополняются материалами
кино-, фоно- и фотодокументов.
2. Вещественные источники, представляющие собой материальные
следы жизнедеятельности человека. Значительный комплекс вещественных
памятников накоплен во время археологических изысканий. К вещественным
источникам относятся остатки городов и крепостей, жилищ, погребения,
керамика, оружие, орудия труда.
3. Этнографические источники, к которым относятся бытовые, культурные
и религиозные традиции народов мира. Это культурное наследие
предков, включающее в себя определенные нормы, обычаи, модели поведения,
а также праздники, обряды, верования.
4. Устные источники, вместилищем которых является человеческая
память: произведения устного народного творчества (былины и сказания),
воспоминания очевидцев недавних событий (рассказы ветеранов о Великой
Отечественной войне).
5. Аудиовизуальные источники (фоно- , фото- , кинодокументы), воссоздающие
период новой и новейшей истории.
1.3. Вспомогательные исторические дисциплины
Изучение исторических источников предполагает наличие у исследователя
специфических знаний и умений. Чтобы получить специальные навыки
для работы с источниками, необходимо изучать вспомогательные
исторические дисциплины (ВИД):
6
Стр.6
– археология – наука, изучающая прошлое человечества по материальным
свидетельствам;
– генеалогия – дисциплина, занимающаяся историей отдельных семейств
и родов, развитие родственных связей, составлением поколенных
росписей и генеалогических древ;
– геральдика – дисциплина, изучающая историю гербов, традицию их
составления и практику их использования;
– историография – дисциплина, изучающая историю исторической
науки, совокупность исследований, посвященных определенной теме или
исторической эпохе;
– источниковедение – дисциплина, изучающая исторические источники,
методику их выявления, изучения и использования;
– метрология – дисциплина, изучающая меры длины, площади, объема
и веса, применявшиеся в разные исторические эпохи в разных странах;
– нумизматика – дисциплина, изучающая развитие денежных знаков,
монетного обращения, историю чеканки монет;
– ономастика – наука о происхождении имен собственных, которая
имеет разделы:
а) топонимика – изучает географические названия;
б) антропонимика – изучает личные имена людей;
в) этнонимика – изучает происхождение имен собственных отдельных
народов, наций, племен;
– палеография – дисциплина, изучающая историю письма по рукописным
памятникам, а также внешние признаки письменных источников:
особенности написания букв, материал и орудия письма, краски, чернила,
водяные знаки, формат и переплет рукописей и др.;
– сфрагистика – дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных
материалах.
7
Стр.7
2. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ»
Восточные славяне накануне образования государства. Восточнославянские
племена и их соседи Занятия, общественный строй, верования восточных
славян. Русь в IX – начале XII в.
Древняя Русь. Возникновение государственности у восточных славян.
Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Международные
связи Древней Руси.
Русские земли и княжества в XII – середине XV в. Причины распада
Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.
Монгольское завоевание Руси и установление ордынского ига. Экспансия
с Запада. Москва как центр объединения русских земель. Восстановление
экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.
Российское государство во второй половине XV-XVII вв. Завершение
объединения русских земель и образование Российского государства. Становление
органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения
в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов
сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение
крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные
процессы. Смута в России. Первые Романовы. Церковный раскол.
Социальные движения XVII в.
Россия в XVIII в. Петровские преобразования. Абсолютизм. Северная
война. Провозглашение Российской империи. «Просвещенный абсолютизм».
Экономическое развитие: господство крепостного права и зарождение
капиталистических отношений. Превращение России в мировую державу
в XVIII в.
Россия в первой половине XIX в. Правовые реформы и мероприятия по
укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Отечественная война
1812 г. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники.
Русский утопический социализм. Имперская внешняя политика самодержавия.
Крымская война и ее последствия для страны.
Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. Освободительные реформы
1860–1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения
в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической
жизни страны. Политические партии и общественные движения в
России на рубеже веков. Восточный вопрос во внешней политике Российской
империи. Россия в системе военно-политических союзов. Русскояпонская
война. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Реформы П.А. Столыпина. Россия в Первой мировой войне.
Революция и Гражданская война в России. Революционные события
1917 г. Временное правительство и Советы. Политическая тактика больше8
Стр.8