Г. А. Калдузова
Институт аспирантуры в современной России:
библиографический обзор
В представленном нами библиографическом обзоре мы вновь
обращаемся к проблемам послевузовского профессионального образования,
основной задачей которого является подготовка научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации, которые способствуют
сохранению научного, культурного и духовного потенциала, возрождению и
дальнейшему развитию стран. <...> Сегодня мы отмечаем возросший интерес у исследователей ко
многим проблемам, связанным с этой традиционной для России формой
подготовки высококачественных кадров. <...> В первую очередь — это журнальные статьи и статьи из
продолжающихся научных изданий, посвященных истории зарождения и
становления системы подготовки кадров высшей квалификации, подготовка
кадров в советское время и в настоящий период. <...> Так, в пятом номере за 2007
год в «Аналитических обзорах по основным направлениям развития высшего
образования», который выпускает Федеральный институт развития
образования, рассмотрены исторические аспекты становления института
аспирантуры в нашей стране. <...> Отправной точкой авторы считают создание в
1775 г. Московского университета. <...> Указ Екатерины II «О предоставлении
Московскому университету права давать докторскую степень обучающимся в
одной врачебной науке» (1791) стал первым отечественным нормативноправовым актом об ученых степенях. <...> Характеризуя дальнейшее развитие
системы подготовки кадров высшей квалификации, авторы особо отмечают
то, что присуждение ученых степеней в дореволюционное время не носило
массового характера, в учебных заведениях для подготовки к
профессиональному званию оставалось всего несколько десятков окончивших
высшую школу (исключительно мужчины). <...> Так, были
упразднены ученые степени и ученые звания царской России, градация
преподавательского состава. <...> В работе дана история создания Высшей
аттестационной комиссии (ВАК), проанализированы <...>
Институт_аспирантуры_в_современной_России__библиографический_обзор_.pdf
Г. А. Калдузова
Институт аспирантуры в современной России:
библиографический обзор
В представленном нами библиографическом обзоре мы вновь
обращаемся к проблемам послевузовского профессионального образования,
основной задачей которого является подготовка научных и научнопедагогических
кадров высшей квалификации, которые способствуют
сохранению научного, культурного и духовного потенциала, возрождению и
дальнейшему развитию стран. Ключевым звеном этой системы является
аспирантура. Сегодня мы отмечаем возросший интерес у исследователей ко
многим проблемам, связанным с этой традиционной для России формой
подготовки высококачественных кадров.
В первую очередь — это журнальные статьи и статьи из
продолжающихся научных изданий, посвященных истории зарождения и
становления системы подготовки кадров высшей квалификации, подготовка
кадров в советское время и в настоящий период. Так, в пятом номере за 2007
год в «Аналитических обзорах по основным направлениям развития высшего
образования», который выпускает Федеральный институт развития
образования, рассмотрены исторические аспекты становления института
аспирантуры в нашей стране. Отправной точкой авторы считают создание в
1775 г. Московского университета. Указ Екатерины II «О предоставлении
Московскому университету права давать докторскую степень обучающимся в
одной врачебной науке» (1791) стал первым отечественным нормативноправовым
актом об ученых степенях. Характеризуя дальнейшее развитие
системы подготовки кадров высшей квалификации, авторы особо отмечают
то, что присуждение ученых степеней в дореволюционное время не носило
массового характера, в учебных заведениях для подготовки к
профессиональному званию оставалось всего несколько десятков окончивших
высшую школу (исключительно мужчины).
Далее в сборнике дается анализ системы образования после 1917г.,
показаны те серьезные изменения, которые в ней произошли. Так, были
упразднены ученые степени и ученые звания царской России, градация
преподавательского состава. В работе дана история создания Высшей
аттестационной комиссии (ВАК), проанализированы основные документы,
которые регламентировали ее работу1.
В сборнике также рассматривается специфика подготовки кадров
высшей квалификации за рубежом. Более детально истоки создания
российской государственной системы аттестации научно-педагогических
кадров рассмотрены В. Шаршуновым в статье, помещенной в седьмом номере
за 2007 г. Alma mater (Вестник высшей школы)2.
Подлинными родоначальниками возникновения этой системы автор
называет университеты Западной Европы и отмечает, что своим стремлением
получить ученые степени и звания выходцы из России во многом обязаны
работавшим на их родине иностранным педагогам, просветителям и церковным
Стр.1