Э.К. Хазыкова, А.Д. Манджиева, Калмыцкий государственный университет ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Одной из основополагающих целей любого современного государства является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной защиты прав и законных интересов его участников. <...> Далеко не каждый участник рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества дня удовлетворения требований всех кредиторов недостаточно, способен самостоятельно преодолеть кризис. <...> В подобных ситуациях вступает в действие правовой механизм признания такого должника несостоятельным (банкротом). <...> Конкурсное производство является ликвидационной стадией развития конкурсных отношений, когда о спасении должника речь уже не идет, хотя спасение бизнеса в принципе еще возможно (глава VII, ст. <...> 124-129 Закона о несостоятельности (банкротстве) (далее Закон о банкротстве) [1]. <...> Вопросы несостоятельности кредитных организаций всегда были весьма актуальны, так как банкротство этих субъектов затрагивает интересы большого количества вкладчиков - как физических, так и юридических лиц. <...> Учитывая важность системы кредитных организаций для жизнеспособности государства, в России после нескольких попыток был принят Федеральный закон от25 февраля 1999г. <...> №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций) [2]. <...> Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает порядок и Условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (бан*Ротства) кредитных организаций, регулирует особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкрота>*) , их ликвидация в порядке конкурсного производства^]. <...> 180 Закона о банкротстве к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон <...>
Правовое_регулирование_конкурсного_производства_кредитных_организаций.pdf
Э.К. Хазыкова,
А.Д. Манджиева,
Калмыцкий государственный университет
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Одной из основополагающих целей любого современного государства
является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной
защиты прав и законных интересов его участников. Далеко не каждый участник
рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества
дня удовлетворения требований всех кредиторов недостаточно, способен
самостоятельно преодолеть кризис. В подобных ситуациях вступает в действие
правовой механизм признания такого должника несостоятельным
(банкротом).
Конкурсное производство является ликвидационной стадией развития
конкурсных отношений, когда о спасении должника речь уже не идет, хотя
спасение бизнеса в принципе еще возможно (глава VII, ст. 124-129 Закона о
несостоятельности (банкротстве) (далее Закон о банкротстве) [1].
Вопросы несостоятельности кредитных организаций всегда были
весьма актуальны, так как банкротство этих субъектов затрагивает интересы
большого количества вкладчиков - как физических, так и юридических
лиц. Необходимость применения к банкам и иным кредитным организациям
процедур банкротства, имеющих определенные особенности, вызвана правовой
природой таких организаций, деятельность которых во многом носит
Публично-правовой характер, хотя они и являются частными образованиями.
Бесперебойное
и эффективное функционирование государственных
Органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую
зависит от состояния системы кредитных организаций страны, от ее
устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление
государственных экономических, социальных, политикоправовых,
экологических и других программ и проектов.
Учитывая важность системы кредитных организаций для жизнеспособности
государства, в России после нескольких попыток был принят Федеральный
закон от25 февраля 1999г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» (далее - Закон о банкротстве кредитных
организаций) [2].
Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает порядок и
Условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (бан*Ротства)
кредитных организаций, регулирует особенности оснований и
процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкрота>*)
, их ликвидация в порядке конкурсного производства^].
141
Стр.1
Центральное место среди нормативных правовых актов, регулирую,
щих конкурсные отношения в России с участием кредитных организаций
занимает Закон о банкротстве. В соответствии со ст. 180 Закона о банкротстве
к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций
(кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников
рынка ценных бумаг), Закон о банкротстве применяется с особенностями,
установленными Законом о банкротстве кредитных организаций.
Кредитной организацией в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона
от 2 декабря 1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности»
(далее - Закон о банках и банковской деятельности) является юридическое
лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности
на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка
России имеет право осуществлять банковские операции [4].
Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре
банкротства кредитной организации. В результате конкурсного производства
прекращается существование кредитной организации как юридического
лица. Данная процедура применяется к кредитной организации, признанной
банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за
счет реализации имущества должника и распределения полученных средств
(конкурсной массы) между кредиторами в определенной Законом о банкротстве
очередности. Таким, образом, принятие арбитражным судом решения
о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного
производства означает окончательную невозможность восстановления
ее платежеспособности.
Ряд авторов отмечают, что конкурсное производство является системой
мероприятий [5]. К числу элементов (или этапов) данной системы
можно отнести: формирование конкурсной массы и реализация имущества
должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований
кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное у д о в л е т в о р е
ние этих требований[6]. Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию
юридического лица-банкрота[7].
Каждый из данных этапов конкурсного производства х ар ак т е р и зу е т с я
наличием специфических правил, закрепленных законодательством о несостоятельности.
Данные правила часто порождают серьезные проблемы на
практике, в связи с чем необходимо остановиться на основных этапах про*
цедуры конкурсного производства, установленных для кредитных организаций,
а также проблем ее применения.
Согласно п. 1 ст. 50.16 Закона о банкротстве кредитных организаций
принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации
банкротом влечет открытие конкурсного производства.
С момента признания кредитной организации банкротом законоД3'
тель предусматривает такие правовые последствия, как, например:
-
продолжают действовать последствия отзыва у кредитной оргзйИ'
зации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные
142
Стр.2