Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01010147.htm
Айзман, Давид Яковлевич, русско-еврейский писатель. <...> Родился в 1869 году, в Николаеве, в
интеллигентной семье, члены которой играли видную роль в палестинофильском движении. <...> Окончив
курс николаевского реального училища, учился живописи в одесском художественном училище и в
парижской Ecole des Beaux-Arts. <...> Жил одно время в глухой французской деревне, быт которой часто
описывает в своих рассказах. <...> В 1890-х годах помещал фельетоны в одесских газетах. <...> В 1901 году рассказ
его "Немножечко в сторону" был напечатан в "Русском Богатстве". <...> В том же журнале появились
рассказы: "Об одном злодеянии", "Приятели", "Земляки", "Искупление", "Враги". <...> ("На чужбине", "Раб", "Ледоход", "Сердце бытия", "Без неба", "Утро Анчля", "В улице Розье", "Кровавый
разлив", "Союзники" и другие) <...> печатались в "Образовании", "Журнале для всех", "Современном Мире",
сборниках "Знания", "Восходе", "Еврейском мире", разных альманахах и в парижском "Красном
Знамени" Амфитеатрова . <...> В 1904 году "Русским Богатством" издан сборник рассказов А. под названием
"Черные дни". <...> В дополненном виде этот сборник вышел в 1906 году в издании "Знание". <...> Тем же
"Знанием", но в Берлине, издана драма А. <...> В 1908 году не без успеха шла на
императорских сценах пьеса А. <...> Сборник А. сочувственно был встречен критикой, и до сих пор
именно помещенные в нем рассказы представляют наиболее интересную часть написанного А. <...> С большою искренностью разработан главный мотив всей вообще
литературной деятельности А.: трагическая психология русско-еврейского интеллигента, в котором
"Черные дни" - период погромов - подрывают любовь к родине-мачехе. <...> Новым беллетристическим
материалом в первых рассказах А. являлась психология еврея-эмигранта, который хорошо устроился на
культурной чужбине, и которого, тем не менее, в силу глубоко воспринятого демократического
миросозерцания, неодолимо тянет обратно в темную, некультурную Россию, к работе на пользу <...>
Айзман_Д._Я..pdf
Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01010147.htm
Айзман, Давид Яковлевич, русско-еврейский писатель. Родился в 1869 году, в Николаеве, в
интеллигентной семье, члены которой играли видную роль в палестинофильском движении. Окончив
курс николаевского реального училища, учился живописи в одесском художественном училище и в
парижской Ecole des Beaux-Arts.Жил одно время в глухой французской деревне, быт которой часто
описывает в своих рассказах. В 1890-х годах помещал фельетоны в одесских газетах. В 1901 году рассказ
его "Немножечко в сторону" был напечатан в "Русском Богатстве". В том же журнале появились
рассказы: "Об одном злодеянии", "Приятели", "Земляки", "Искупление", "Враги". Другие рассказы А.
("На чужбине", "Раб", "Ледоход", "Сердце бытия", "Без неба", "Утро Анчля", "В улице Розье", "Кровавый
разлив", "Союзники" и другие) печатались в "Образовании", "Журнале для всех", "Современном Мире",
сборниках "Знания", "Восходе", "Еврейском мире", разных альманахах и в парижском "Красном
Знамени" Амфитеатрова . В 1904 году "Русским Богатством" издан сборник рассказов А. под названием
"Черные дни". В дополненном виде этот сборник вышел в 1906 году в издании "Знание". Тем же
"Знанием", но в Берлине, издана драма А. "Терновый куст" (1907). В 1908 году не без успеха шла на
императорских сценах пьеса А. "Жены". Сборник А. сочувственно был встречен критикой, и до сих пор
именно помещенные в нем рассказы представляют наиболее интересную часть написанного А. В них
есть теплота и неподдельный лиризм. С большою искренностью разработан главный мотив всей вообще
литературной деятельности А.: трагическая психология русско-еврейского интеллигента, в котором
"Черные дни" - период погромов - подрывают любовь к родине-мачехе. Новым беллетристическим
материалом в первых рассказах А. являлась психология еврея-эмигранта, который хорошо устроился на
культурной чужбине, и которого, тем не менее, в силу глубоко воспринятого демократического
миросозерцания, неодолимо тянет обратно в темную, некультурную Россию, к работе на пользу мужика
и неимущего вообще. И не только интеллигента тянет обратно в страну погромов, но и над простым
евреем-эмигрантом власть родины неодолима. Вне этого мотива, А. в первых своих рассказах рисовал
ужасающую нищету еврейского пролетариата и дал интересный тип Дон-Кихота из мелкой еврейской
среды. Вместе с тем, А. вышучивал жалких представителей еврейской буржуазии. Забавные жаргонизмы
русско-еврейской речи некоторых героев "Черных дней" придавали им своеобразную колоритность.
Дальнейшая литературная деятельность А. не была шагом вперед. Его новые рассказы не лишены
талантливости, внешней эффектности и занимательности, но в них больше погони за красивостью, чем
подлинного искусства и настоящей красоты. Появилась неустанная погоня за мелодраматическими
эффектами. Прямо десятками нагромождает автор изнасилования, сумасшествия, убийства и
самоубийства. Под разными предлогами, то как изображения эротомании и нимфомании, то как эпизоды
погромов и полицейского произвола, преподносится и порнография. В общем, А. утратил простоту, и
писания его поражают чрезвычайной взвинченностью.
С. Венгеров.
Стр.1