Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Ростопчина (гр. Евдокия Петровна, рожденная Сушкова) - писательница (1811 - 58). Рано
лишившись матери, воспитывалась в семье своего деда с материнской стороны, И.А. Пашкова.
Воспитание ее было вверено бесконтрольно разным гувернанткам, которые, по свидетельству брата Р.,
С.П. Сушкова , никуда, за немногими исключениями, не годились. Уже в детстве Ростопчина усвоила
хорошо языки французский, немецкий и английский (впоследствии - итальянский) и очень много читала.
Еще почти ребенком, по ее словам, она, "под впечатлением восторга от Шиллера, Жуковского, Байрона,
Пушкина, сделала сама попытку заняться поэзией и написала оду на Шарлотту Корде, но впоследствии
сожгла ее". В 1831 году появляется в печати первое ее стихотворение: "Талисман", в альманахе
"Северные Цветы", за подписью Д-а. В 1833 году Р. вышла замуж за гр. А. Ф. Ростопчина, сына
московского главнокомандующего; брак этот был скорее результатом настояний родственников, и
счастливым он не был. Вскоре после выхода замуж, Р. начинает помещать свои стихи во многих
журналах, подписывая их сперва Р-а, а затем и полным именем. Успех ее стихотворений, отличавшихся
звучной, изящной формой, был выдающийся. Пушкин, Лермонтов, Жуковский ободряли ее своими
лестными отзывами; немалое значение имело и положение писательницы в высшем обществе. Когда в
1841 году вышел отдельно первый сборник ее стихотворений, Плетнев встретил его восторженно, но
Белинский, признавая в Ростопчиной "поэтическую прелесть" и "высокий талант", заметил
существенные недостатки в ее произведениях: пустоту содержания и "служение богу салонов". И
действительно, это лирика любви неразделенной, но непременно изящной, светской: поэтесса мечтает
лишь о блеске, стремится восхищать свет своей красотой, ее обаяние не литературное, а "женское". В
1845 году Р. поехала за границу и в Италии написала известную балладу "Насильный брак", в которой
она изображает отношения России к Польше; Польша представлена в виде угнетенной жены грозного
барона. Баллада эта сперва не была понята, но вскоре аллегорический ее смысл выяснили, и Р.
подверглась гневу императора Николая Павловича. После этого Р. возвращается к своему прежнему
направлению, т. е. к "служению богу салонов", а если и затрагивает общественные темы, то лишь в
патриотических стихотворениях (во время Крымской войны) и в повестях, комедиях и стихотворениях, в
которых нападает на прогрессивные течения русской мысли. В этом отношении особенно замечательны
продолжение "Горя от ума" и "Дом сумасшедших"; она одинаково нападает здесь и на западников, и на
славянофилов, так как в сущности ни те, ни другие не подходят к ее салонным идеалам. Отношение к ней
Чернышевского и Добролюбова было весьма неблагоприятно: их критика отметила, что к прежней
пустоте содержания присоединилось ретроградство. Умерла гр. Р. почти забытая публикой. Ее
сочинения изданы Смирдиным в 1857 году, за границей, в 1860 - 62 годах и, наконец, ее братом, С. П.
Сушковым, в 1890 году (Санкт-Петербург). Ср. "Вестник Европы", 1885, No 3, ст. Е.С. Некрасовой, и
1888, No 5 - ст. С.П. Сушкова.
А. Б.
Стр.1