ФН – 12/2014 Гуманитарная экспертиза БАЗОВЫе ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИе АСПеКТЫ ГУМАНИТАРНОй МеДИЦИНЫ* О.Н. МОИСЕЕВА Традиционные медицинские системы возникли на несколько тысячелетий раньше научной биомедицины и характеризуются стройным религиозно-философским мировоззрением, наличием письменных источников, медицинских текстов, государственной системой подготовки специалистов в специализированных учебных заведениях. <...> Грицак пишет: «Доподлинно известно, что китайские целители использовали древнейший аюрведический трактат Сомараджа», в котором «подробно описаны каналы акупунктуры и даны практические советы по многим вопросам врачевания»1 . <...> Вообще следует сказать, что Аюрведа до определенного времени была широко распространена в мире: школы вайдьи Дханвантари (самый известный канон древнего учения – его произведение «Дханвантари Самхита») образовали 8 направлений медицины, ставшие источником врачебной практики сначала в Персии, затем – в Китае, Тибете и арабских странах. <...> Школы Унани, Сиддха, Эмчи и др. имеют много общего с Аюрведой как в теории, так и на практике. <...> Традиционная тибетская медицина является одним из вариантов индийской медицинской школы, соединившейся с шаманскими традициями религии Бон и буддизмом («Аштанга Хридая самхита» стала основой знаменитого тибетского трактата «Чжуд Ши»). <...> Аюрведические знания существовали повсеместно, и не только в странах Востока и Азии: Аюрведу применял Гиппократ, Авиценна пользовался переводом на фарси одного из главных канонов Аюрведы2 «Учебник китайской медицины для западных врачей» отмечает наличие связей ранней западной медицины с китайской3 . <...> Таким образом, мы можем встретить регулярные указания специалистов на то, что истоки разных медицинских школ лежат в аюрведической медицине. <...> Однако же большинство практических врачей, историков и философов считают их независимыми школами, зародившимися в своих самостоятельных культурных <...>