Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Антропологизм русской религиозной этики ХIХ века (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСорочик Л. И.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц135
ID211541
АннотацияЗадача учебного пособия – привлечь внимание читателей к теме человека не только «физического», но и «внутреннего», «метафизического» (эта тема варьируется в произведениях вышеперечисленных мыслителей), к вопросу о смысле и цели его жизни. Обращение к сути и истории таких этических категорий, как совесть, сердце, «внешний» и «внутренний человек», «ум», «разум», «рассудок» и др. позволяет вскрыть, в определенной степени, тайну человека как существа духовно-нравственного.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих философию, а также курсы этики, русской философии, антропологии, религиоведения, а также для круга читателей, интересующихся предложенной в пособии проблематикой.
ISBN978-5-85158-579-1
УДК17.01(075.3)
ББКЮ 3(2)50я73-10я73
Сорочик, Л. И. Антропологизм русской религиозной этики ХIХ века : учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Л. И. Сорочик .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 135 с. — ISBN 978-5-85158-579-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/211541 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю. В. Кокарева, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ЗабГГПУ Сорочик, Л. И. Антропологизм русской религиозной этики ХIХ века : учеб. пособие для гуманитарных и негуманитарных вузов / Л. И. Сорочик ; Забайкал. гос. гум.пед. ун-т. <...> Обращение к сути и истории таких этических категорий, как совесть, сердце, «внешний» и «внутренний человек», «ум», «разум», «рассудок» и др. позволяет вскрыть, в определенной степени, тайну человека как существа духовно-нравственного. <...> ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ в. <...> Восточная патристика как один из главных истоков этического антропологизма в русской религиозной философии ХIХ в. <...> Человек и его духовно-нравственная природа в восточно-христианском учении . <...> Идея умо-сердечного делания и оптинский ренессанс . <...> Сердечное познание и нравственное совершенствование человека . <...> Обращение к этико-антропологической проблематике, зафиксированное в этико-философском наследии прошлого, позволит заметно повлиять и на социальную сферу, так как улучшение нравственного состояния человека отражается на состоянии общества в целом. <...> В первом разделе учебного пособия исследуются главные истоки этических и антропологических идей в русской религиозной философии Х1Х в. − восточная патристика, византийский исихазм и традиция оптинского старчества. <...> Кроме того, в первом разделе в качестве одного из истоков развития этико-антропологических идей исследуется учение украинского мыслителя XVIII в. <...> Автор пособия не претендует на исследование всего огромного пласта русской религиозно-философской мысли Х1Х столетия: выбор этих мыслителей обосновывается тем, что, во-первых, данная проблематика является малоисследованной в творчестве вышеперечисленных философов (за исключением Ф. М. Достоевского), а, во-вторых, тем, что именно в их трудах получила развитие самобытная русская «метафизика сердца». <...> Восточная патристика <...>
Антропологизм_русской_религиозной_этики_ХIХ_века_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Л. И. СОРОЧИК АНТРОПОЛОГИЗМ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ ХIХ ВЕКА Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2010
Стр.1
УДК 17. 01 (075. 3) ББК Ю 3 (2) 50 Я 73 – 10 я 73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты: Т. В. Бернюкевич, канд. филос. наук, доцент, профессор кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии ЧитГУ; Ю. В. Кокарева, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ЗабГГПУ Сорочик, Л. И. Антропологизм русской религиозной этики ХIХ века : учеб. пособие для гуманитарных и негуманитарных вузов / Л. И. Сорочик ; Забайкал. гос. гум.пед. ун-т. – Чита, 2010. – 135 с. ISBN 978-5-85158-579-1 Задача учебного пособия – привлечь внимание читателей к теме человека не только «физического», но и «внутреннего», «метафизического» (эта тема варьируется в произведениях вышеперечисленных мыслителей), к вопросу о смысле и цели его жизни. Обращение к сути и истории таких этических категорий, как совесть, сердце, «внешний» и «внутренний человек», «ум», «разум», «рассудок» и др. позволяет вскрыть, в определенной степени, тайну человека как существа духовно-нравственного. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих философию, а также курсы этики, русской философии, антропологии, религиоведения, антропологии, а также для круга читателей, интересующихся предложенной в пособии проблематикой. ББК Ю 3 (2) 50 Я 73 – 10 я 73 УДК 17. 01 (075. 3) ISBN 978-5-85158-579-1 © ЗабГГПУ, 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................. 5 РАЗДЕЛ I. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ в. . . . . . . . . . . . 7 Глава 1. Восточная патристика как один из главных истоков этического антропологизма в русской религиозной философии ХIХ в.. . . . . . . . 7 § 1. Концепция триединой природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 § 2. Ум и сердце как составляющие души . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Глава 2. Человек и его духовно-нравственная природа в восточно-христианском учении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 § 1. Проблема генезиса зла в византийском исихазме. Восстановления утраченной целостности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 § 2. Идея умо-сердечного делания и оптинский ренессанс . . . . . . . . . . 25 Глава 3. Учение Г. С. Сковороды. Сердечное познание и нравственное совершенствование человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 § 1. Дихотомия «внешнего» и «внутреннего» в человеке ............ 36 § 2. Самопознание как условие счастья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 РАЗДЕЛ II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Глава 1. Этико-антропологические представления славянофилов (И. С. Киреевский и А. С. Хомяков). Проблема цельного знания и его составляющих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 § 1. Специфика западноевропейской и русской духовности. «Внешний» и «внутренний» человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 § 2. Категории «разум», «вера», «знание» в европейской и отечественной традиции. Концепция «живознания» . . . . . . . . . . . . . . 52 Глава 2. «Метафизика сердца» в учении П. Д. Юркевича . . . . . . . . 70 § 1. Сердце – центр жизни человека. Идея личности . . . . . . . . . . . . . . . 71 § 2. «Человек духовный» и «человек биологический»: П. Д. Юркевич против Н. Г. Чернышевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 § 3. Этико-педагогическая концепция Юркевича . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 § 4. Роль нравственного начала в процессе постижения истины. . . . . . 87 3
Стр.3
Глава 3. Человек как главная проблема творчества Ф. М. Достоевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 § 1. Двойственность природы человека: данность или заданность? Диалектика добра и зла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 § 2. Экзистенциальное в творчестве писателя. «Подпольный человек» Достоевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 § 3. Вопрос о смысле жизни. Обретение лика как восстановление падшей природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . 128 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Исследование проблемы природы человека, ее устроения, сущности, этических ценностей и установок индивида приобретает актуальность в связи со сменой духовной и культурной ситуации в России, которая выражается в отходе от идеологических, относительных ценностей и стремлении к возрождению ценностей абсолютных. Именно «этика сердца» является отличительной чертой русской духовно-философской мысли, в отличие от западноевропейской «метафизики разума» и рассудочной американской философии, и обращена она к переустройству нравственной сферы человека. Отечественная религиозная этика Х1Х в. характеризуется обращением к антропологической теме, ибо главной ее проблемой является не вопрос о реформировании общества, а вопрос о судьбе человека, смысле его жизни, который не решается в отрыве от исследования его духовной, душевной и телесной природы. Многие современные философы констатируют деструктивные процессы, происходящие в нравственной природе человека, и пытаются найти прочные ориентиры, направленные на возрождение духовного и нравственного здоровья нации. Обращение к этико-антропологической проблематике, зафиксированное в этико-философском наследии прошлого, позволит заметно повлиять и на социальную сферу, так как улучшение нравственного состояния человека отражается на состоянии общества в целом. Анализ истоков и предпосылок возникновения этико-антропологических идей, развитых русскими религиозными мыслителями Х1Х в., чрезвычайно важен в процессе формирования личности в широком смысле этого слова и педагога-специалиста, в частности. В первом разделе учебного пособия исследуются главные истоки этических и антропологических идей в русской религиозной философии Х1Х в. − восточная патристика, византийский исихазм и традиция оптинского старчества. Обращение к этому пласту философских идей позволяет проследить, как зарождались и эволюционировали основные понятия будущей науки о человеке: совесть, сердце, добро и зло, ум, разум, рассудок и пр. По мысли современного философа Л. Е. Шапошникова, на развитие национальной культуры и философской мысли любого народа оказывает огромное влияние так называемая «органическая» (традиционная) религия, «на базе которой формируются особенности национальной психологии, культуры, этических и эстетических установок этноса…Она во многом предопределяет менталитет той или иной нации…, она даже в 5
Стр.5
самых неблагоприятных для нее условиях остается значимой величиной для нации… Для русских органической религией является православие, в силу этого история отечественного философствования неотделима от истории русского православия»1 . Специфика русской философии была унаследована от восточного христианства: русская философская мысль обращена в большей степени к сердцу человека и в меньшей – к разуму, ибо именно сердце осмысляется русскими религиозными мыслителями как «средоточие духовной жизни». Кроме того, в первом разделе в качестве одного из истоков развития этико-антропологических идей исследуется учение украинского мыслителя XVIII в. Г. С. Сковороды, ибо он предлагает специфический взгляд на человека, синтезируя библейскую антропологию и этику и западноевропейскую мистику. Второй раздел посвящен исследованию этико-антропологической проблематики в отечественной философии Х1Х в. В первой главе этого раздела автор обращается к славянофильской традиции. Вторая и третья глава раздела содержит анализ этико-антропологических представлений русских мыслителей Х1Х в. – П. Д. Юркевича и Ф. М. Достоевского. Автор пособия не претендует на исследование всего огромного пласта русской религиозно-философской мысли Х1Х столетия: выбор этих мыслителей обосновывается тем, что, во-первых, данная проблематика является малоисследованной в творчестве вышеперечисленных философов (за исключением Ф. М. Достоевского), а, во-вторых, тем, что именно в их трудах получила развитие самобытная русская «метафизика сердца». В конце каждой главы предлагаются «Вопросы для самоконтроля» и «Вопросы для размышления», предназначенные для активизации мыслительной способности студентов. Автор преследовал задачи: обнаружить специфику этико-антропологического учения в трудах религиозных мыслителей ХIХ в.; обосновать идею о сердце как об интегрирующем центре рациональной, эмоциональной, чувственной, волевой сфер духовно-нравственной жизни человека; провести категориальный анализ понятий «дух», «душа», «тело», «плоть», «совесть», «ум», «разум», «рассудок» и др. Думается, что данное учебное пособие будет интересно для студентов не только антропологических специальностей, но и для всех тех, кто неравнодушен к русской философской мысли и литературной классике ХIХ в. 1 Шапошников Л. Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли Х1Х–ХХ веков : монография. Нижеий Новгород : Изд-во НГПУ, 1999. С. 219 6
Стр.6