МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
(ÑÃÏÈ)
Материалы Международной
научно-практической конференции
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ:
опыт, проблемы, перспективы
23 декабря 2011 года
В 2 частях
ЧАСТЬ 2
ПЕДАГОГИКА
Соликамск
СГПИ
2012
Стр.1
3
УДК 378
ББК 74.58
П 24
П 24
Педагогика и психология образования: опыт, проблемы,
перспективы [Текст] : материалы Международной научнопрактической
конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ÷. ×. 2 /
ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический
èíñòèòóò» ; Í. Í. Åãîðîâà, составление. – Соликамск : ÑÃÏÈ,
2012. – 220 ñ.
В настоящем издании представлены материалы Международной
научно-практической конференции ученых, преподавателей и специалистов,
занимающихся разработкой актуальных вопросов психолого-педагогического
сопровождения субъектов образования.
Рассматриваются актуальные проблемы состояния и перспектив
развития системы образования, методологические и теоретические
аспекты психолого-педагогического знания, вопросы концептуализации
проблем социализации личности в онто- и дизонтогенезе.
Выражаем надежду, что настоящие материалы будут полезны
тем, кто по характеру своей деятельности связан с психолого-педагогическим
сопровождением личности в образовательном процессе,
а также преподавателям, студентам, представителям учреждений
культуры и образования.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за
подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических
данных, собственных имен, географических названий и прочих
сведений, а также за то, что в материалах не содержится данных,
не подлежащих открытой публикации.
УДК 378
ББК 74.58
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ
И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ СГПИ
Цель психологического сопровождения личности в образовательном
процессе – содействие психическому здоровью,
образовательным интересам и раскрытию индивидуальности
участников образовательного процесса, личностному развитию
и развитию профессиональной успешности, а также коррекции
разного рода затруднений в личностном развитии и
саморазвитии участников образовательного процесса через
систему сопровождения.
Как отмечает М. Р. Битянова, сопровождение – это система
профессиональной деятельности психолога, направленной на
создание социально-психологических условий для успешного
обучения и психологического развития личности в ситуациях
взаимодействия.
Система психологического сопровождения личности в образовательном
процессе является необходимым компонентом
образования. В рамках системы психологического сопровождения
в вузе оказывается помощь следующим группам:
преподавателям, студентам и их родителям.
Кафедра психологии Соликамского государственного педагогического
института была создана в июле 1998 г. путем
реструктуризации кафедр педагогики и психологии и частных
методик дошкольного и начального образования. В декабре
2006 года данное структурное подразделение переименовано
в кафедру психологии и коррекционной педагогики.
Кадровый потенциал кафедры. В настоящее время на кафеÐåêîìåíäîâàíî
к изданию решением
редакционно-издательского совета СГПИ от 20. 02. 2012 ã.
Протокол ¹ 34.
© ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт», 2012
дре работают 10 штатных сотрудников, из них 6 человек – кандидаты
наук, 3 человека – оканчивают аспирантуру, 1 человек
– отличник народного просвещения. Штатными совместителями
являются 2 доктора психологических наук.
На кафедре проводится одно фундаментальное исследование
и исследование по гранту в соответствии с тематическими
планами МОиН РФ.
Стр.2
4
Кафедра психологии и коррекционной педагогики ведет
активное сотрудничество с различными образовательными
учреждениями Верхнекамья, такими как: СКОШ V вида для
детей с тяжелыми нарушениями речи г. Березники, Реабилитационный
центр г. Березники, Пермский государственный
педагогический университет кафедра логопедии, МДОУ «Детский
сад № 17», г. Соликамск, ЦРТДЮ № 1, г. Соликамск, МКДЦ
«Психолого-медико-педагогическая комиссия», г. Соликамск,
НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» Детский сад №45», «ЦРР «Соликамскбумпром»
Детский сад № 22», МАДОУ «Детский сад
№28», МДОУ «Детский сад №32».
Инновационно-коммерческая деятельность кафедры.
За последние 4 года кафедрой проведено более 30 курсов
повышения квалификации, в которых приняли участие около
800 человек. Кроме того, каждый год осуществляется профессиональная
переподготовка на базе высшего образования по
специальности «Логопедия», а также ведется дополнительная
специализация «Психологическое консультирование» для студентов
специальности «Педагогика и психология».
Количество студентов, привлеченных за 5 лет к работе по
научной теме кафедры, – более 300 человек, которые принимают
участие в работе проблемных групп, имеют студенческие
публикации, являются участниками олимпиад и конкурсов
научных работ.
Количество привлеченных
Год
2006
2007
2008
2009
2010
Средства
Минобрнауки
–
–
–
–
–
ИТОГО
–
Средства
РГНФ
–
–
–
Средства
хоздоговоров
208
000
193 700
100 600
100 316 500
100 327 000
200 1 145 800
Средства
из äð.
источников
Собственные
средства
Всего,
тыс.
руб.
6
000 214 000
8 000 201 700
29 000 129 600
31 000 447 500
32 000 459 000
106 000 1 451 800
5
Результаты научной и учебно-методической деятельности
членов кафедры отражены в различного рода публикациях.
За пятилетний период ППС кафедры было опубликовано:
• Монографии, в том числе коллективные – 6.
• Статьи в научных (рекомендованных ВАК) и научно-методических
журналах – 11.
• Статьи, отправленные на международные конференции, – 45.
• Статьи, отправленные на Всероссийские и региональные
конференции, – 71.
• Учебно-методические пособия – 17.
Специалисты кафедры в рамках реализации научной темы
«Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного
процесса» руководствуются следующими положениями:
•
сопровождение – это следование за естественным развитием
личности на данном возрастном и социокультурном
этапе онтогенеза;
• сопровождение – это создание условий для самостоятельного
творческого освоения субъектом системы отношений с
миром;
• сопровождение – создание в рамках объективно данной
личности социально-педагогической среды условий для ее
максимального в данной ситуации личностного развития и обучения;
•
сопровождение – это сотрудничество педагога и психолога
по созданию стратегии сопровождения, при котором педагог
ее реализует, а психолог помогает педагогу «настроить»
процесс обучения и общение на конкретных учеников и воспитанников
(М. Р. Битянова).
Перспективы работы кафедры психологии и коррекционной
педагогики на 5 лет.
I. Учебно-методическая работа:
• завершить корректировку учебных программ и УМК по всем направлениям
бакалавриата;
• активизировать подготовку преподавателями кафедры учебнометодических
материалов и пособий по дисциплинам кафедры;
• начать тематическое оформление аудиторий психологического
факультета с привлечением к этой деятельности студентов.
Стр.3
6
II. Кадровая политика кафедры:
• обеспечить успешное завершение диссертационных исследований
преподавателями кафедры;
• продолжить работу по повышению квалификации преподавателей
кафедры по направлениям практической психологии
и коррекционной педагогики.
III. Научная работа:
• активизировать работу преподавателей по участию в грантах,
фундаментальных исследованиях и научных конкурсах;
• активизировать работу по написанию монографий по индивидуальным
научным темам преподавателей.
IV. Воспитательная, внеаудиторная работа со студентами по
следующим направлениям:
• разработка программы по социально-психологической адаптации
и программы повышения мотивации учения первокурсников;
•
систематическое проведение мастер-классов для студентов
по различным специальностям и направлениям;
• активное привлечение студентов к участию в различных конференциях,
конкурсах студенческих работ, Всероссийских
студенческих олимпиадах;
• продолжение проведения ежегодной олимпиады для студентов
СГПИ по психологии и коррекционной педагогике.
V. Работа с образовательными учреждениями:
• расширить количество направлений работы с образовательными
учреждениями с заключением договоров о сотрудничестве;
•
активизировать сотрудничество и расширить его формы с
профильными кафедрами различных вузов.
VI. Хоздоговорная деятельность кафедры
Расширить внебюджетную деятельность кафедры:
• подготовить необходимую базу и начать работу «Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции»;
• расширить тематику курсов повышения квалификации с учетом
потребностей и запросов образовательных учреждений
и населения Верхнекамья;
• начать работу по разработке и внедрению платных специализаций
«Логопедическая работа в дошкольных образовательных
7
учреждениях», «Логопедическая ритмика», «Методика развития
и коррекции речи», «Коррекционно-педагогическая
работа с детьми с проблемами в развитии», «Практическая
психология», «Психологическое консультирование», «Социально-психологическое
консультирование населения»;
• продолжать проведение по запросам студентов различных семинаров-тренингов
и тренингов личностного и профессионального
роста.
Стр.4
8
Н. М. Мазунина
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ
____________________
В связи с утверждением и введением в действие Федеральных
государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными
учреждениями стоит задача по разработке новых основных
общеобразовательных программ.
Федеральные государственные требования (далее ФГТ) устанавливают
нормы и положения, обязательные при реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
образовательными учреждениями (далее ДОУ), имеющими
государственную аккредитацию [1, с.1].
Новые представления о содержании и организации дошкольного
образования, предложенные в ФГТ, заключаются
в следующем:
1) если раньше в большинство комплексных программ
были включены разделы, которые соответствовали определенным
учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь
идет о совокупности образовательных областей «Физическая
культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация,
«Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на
формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность» и т.п.;
3) решение поставленных целей и задач предлагается:
– с помощью построения образовательного процесса в
соответствии с комплексно-тематическим принципом и
принципом интеграции образовательных областей;
– в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно
образовательная деятельность и деятельность
9
в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности
детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.
Отказ от учебной модели организации пребывания воспитанников
в детском саду требует обращения воспитателей
и педагогов к новым формам работы, которые бы позволяли
образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников
так, чтобы они об этом даже не догадывались.
В первую очередь ФГТ определяют структуру основной
общеобразовательной программы дошкольного образования,
которая рассматривается в ФГТ как модель организации
образовательного процесса, ориентированного на
личность воспитанника, которая учитывает вид ДОУ и приоритетные
направления его деятельности.
Программа должна определять содержание и организацию
образовательного процесса для детей дошкольного возраста
и быть направлена на:
– формирование их общей культуры;
– развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств;
– формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность;
– сохранение и укрепление здоровья;
– коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом
развитии [1, ñ. 1].
В соответствии с ФГТ основная образовательная программа
каждого ДОУ должна состоять из:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного
процесса.
Обязательные программы дошкольного образования существуют
не во всех странах. В некоторых – министерства
образования определяют основные направления работы детского
сада, а педагоги уже сами выстраивают свои программы,
в других – педагоги вообще решают большую часть образовательных
проблем самостоятельно.
Наше дошкольное образование прошло путь от единой
обязательной программы в советское время до невероятного
разнообразия программ в 90-е годы. Можно сказать, что
программы дошкольного образования в большой степени
отражают изменения, происходящие в стране и в обществе.
Стр.5