УДК 80(075)
ББК 83.7
Т41
Р е ц е н з е н т ы :
профессор Магнитогорского государственного технического университета
С.А. Песина - доктор филологических наук,
Г.Б. Петрова - кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорского
государственного университета
Т41
Тимонина И.В.
Педагогическая риторика: генезис и актуальность [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / И.В. Тимонина. – 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2019. – 202 с.
ISBN 978-5-9765-2070-7
В учебном пособии «Педагогическая риторика: генезис и актуальность» рассматривается
история возникновения и развития риторико-педагогических идей, в свете которых
педагогический процесс осмысливается как риторизированное обучение. Специфика подобного
обучения заключается в том, что категориальный, понятийный аппарат риторики, «участвуя» в
учебном процессе, заставляет переосмыслить традиционные подходы к нему, максимально
приближая учебный материал к тому, кто его осваивает, делая процесс познания живым и
увлекательным. Педагогическая риторика предстает как риторизированная педагогика.
Пособие состоит из двух частей. В первой (теоретической) части рассматриваются
проблемы зарождения и развития риторико-педагогических идей, их сущность, значимость для
современного образования. Вторая часть - практикум, назначение которого – помочь освоить,
«провести в жизнь», в учительские будни эти риторико-педагогические идеи, освоить технологию
риторизированного обучения.
Пособие адресовано в первую очередь студентам-филологам, осваивающим специализацию
«Риторика», студентам, обучающимся в педагогических университетах и колледжах, аспирантам.
Практикум, несомненно, будет интересен и полезен не только будущим, но и уже работающим
учителям, преподавателям среднего и высшего звена, поскольку совершенствование
коммуникативной составляющей обучения эффективно влияет на качество «преподнесения»
любого предметного знания в рамках изучения любой дисциплины.
УДК 80(075)
ББК 83.7
ISBN 978-5-9765-2070-7
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . ............................................................................................................................. 5
ЧАСТЬ I. ГЕНЕЗИС РИТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ . ....................................... 9
1.1.Античная классика: софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан . ......... 14
1.1.1. Софисты. Сократ. .............................................................................................. 14
1.1.2. Платон. Аристотель. ..................................................................................... 21
1.1.3. Квинтилиан ........................................................................................................ 35
1.2. Отечественная риторико-педагогическая традиция: М. В. Ломоносов, В. Г.
Белинский, К. Д. Ушинский .................................................................................................. 40
1.2.1. М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский . ................................................................. 41
1.2.2. К. Д. Ушинский .................................................................................................. 54
1.2.3.*** Онтологическая и гносеологическая общность риторикопедагогических
идей ................................................................................................... 65
1.3. Логос, Пафос, Этос в обучении и воспитании в свете риторико-педагогической
традиции . ................................................................................................................................ 69
1.3.1. Становление риторического Логоса . ............................................................... 70
1.3.2. Становление риторического Пафоса . .............................................................. 74
1.3.3. Становление риторического Этоса . ................................................................ 80
ЧАСТЬ II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ . ................................ 88
2.1. Функционирование риторических понятий речевая ситуация, речевое событие
в образовательном дискурсе ................................................................................................. 88
2.1.1. Речевая ситуация, виртуальная ситуация . ...................................................... 88
2.1.2. Речевое событие, риторическое событие . .................................................... 100
2.2. Риторический канон как «путь от мысли к слову». Функционирование
категории инвенция в образовательном дискурсе. . ........................................................... 110
2.2.1. Изобретение по топосам . ................................................................................ 112
2.2.2. Целеполагание как инструмент изобретения . .............................................. 123
2.2.3. Изобретение как «нахождение» ответственного поступка . ........................ 131
2.2.4. Основные принципы инвенции. . ............................................................... 142
2.3. Функционирование категории диспозиция в образовательном дискурсе .......... 147
2.4. Функционирование категории элокуция в образовательном дискурсе . ............ 156
2.5. Роль и значение риторической рефлексии в образовательной деятельности ... 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................................... 172
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ................................................................................................................... 175
ГЛОССАРИЙ ........................................................................................................................ 188
БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................................ 196
3
Стр.3