к. филос. н., доцент Морщихина Лариса Александровна,
зам. директора департамента информационно-библиотечного развития
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова <...> г. Архангельск, Россия
Научно-образовательный проект САФУ имени М.В. Ломоносова
«Арктик-фонд»: территория диалога1
Автором освещены основные черты стиля эпохи постмодерна, показано различие
между понятиями «информация» и «знание», указана важность использования медийных
технологий в социальной и духовной сферах общества. <...> На примере научно-образовательного проекта «Арктик-фонд» представлена
деятельность Северного (Арктического) федерального университета имени <...> Во второй половине XX века культура вступила в новый этап своего развития,
определенный Ж.-Ф. <...> Характерными чертами стиля
эпохи постмодерна являются смешение разных традиций и норм человеческой жизни, их
сознательное изменение и трансформация; фрагментальность, монтажность деятельности,
в т.ч. научной и образовательной; смешение жанров. <...> Постмодернизм ориентируется на антропологический тип космополита,
осознающего и принимающего условность культурных традиций и норм. <...> Это –
интеллектуал, владеющий правилами любой языковой игры, носитель ироничного
сознания, свободно ориентирующийся в дискурсивном поле3. <...> В этот период кардинальным образом изменяется статус знания. <...> При этом важной
составляющей эпохи становится интернет, объединивший в себе различные сферы
практики, а также ценностным образом преобразуя их. <...> «Мы живем в мире
симуляций, в мире, где высшей задачей знака является заставить реальность исчезнуть и
замаскировать одновременно это исчезновение. <...> Выход из
сложившейся ситуации философы постмодерна видят в иронии, под которой понимают
индивидуальную практику, нацеленную на поиск собственного стиля существования. <...> Авторы различают два типа культур, сосуществующих в
современном мире: «древесную» культуру и культуру «корневища» (ризомы <...>
Научно-образовательный_проект_САФУ_имени_М.В._Ломоносова__«Арктик-фонд»_территория_диалога.pdf
к. филос. н., доцент Морщихина Лариса Александровна,
зам. директора департамента информационно-библиотечного развития
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
г. Архангельск, Россия
Научно-образовательный проект САФУ имени М.В. Ломоносова
«Арктик-фонд»: территория диалога1
Автором освещены основные черты стиля эпохи постмодерна, показано различие
между понятиями «информация» и «знание», указана важность использования медийных
технологий в социальной и духовной сферах общества.
На примере научно-образовательного проекта «Арктик-фонд» представлена
деятельность Северного (Арктического) федерального университета имени
М.В. Ломоносова (г. Архангельск) в области формирования единого информационного
пространства, в разрезе основных направлений, отражающих национальные интересы
России в Арктике.
определенный Ж.-Ф. Лиотаром термином «постмодерн»2. Характерными чертами стиля
эпохи постмодерна являются смешение разных традиций и норм человеческой жизни, их
сознательное изменение и трансформация; фрагментальность, монтажность деятельности,
в т.ч. научной и образовательной; смешение жанров. Деятельность осуществляется в поле
языковых игр, неопределенностей, неясностей.
Постмодернизм ориентируется на антропологический тип космополита,
Во второй половине XX века культура вступила в новый этап своего развития,
осознающего и принимающего условность культурных традиций и норм. Это –
интеллектуал, владеющий правилами любой языковой игры, носитель ироничного
сознания, свободно ориентирующийся в дискурсивном поле3.
В этот период кардинальным образом изменяется статус знания. При этом важной
составляющей эпохи становится интернет, объединивший в себе различные сферы
практики, а также ценностным образом преобразуя их.
Основным объектом постмодерна является Текст. Он не отражает реальность, а
творит ей на смену множество условных реальностей (симулякров). «Мы живем в мире
симуляций, в мире, где высшей задачей знака является заставить реальность исчезнуть и
замаскировать одновременно это исчезновение. Искусство не делает ничего другого.
Средства массовой информации сегодня не делают ничего другого»4. Выход из
сложившейся ситуации философы постмодерна видят в иронии, под которой понимают
индивидуальную практику, нацеленную на поиск собственного стиля существования.
Образом культуры постмодерна может служить термин «ризома», введенный
Ж. Делезом и Ф. Гваттари5. Авторы различают два типа культур, сосуществующих в
современном мире: «древесную» культуру и культуру «корневища» (ризомы). Первый тип
культуры тяготеет к классическим образцам, его символом служит дерево, а воплощением
– традиционная книга. Культура корневища символизирует своеобразную «карту мира», у
1 © Морщихина Л.А., 2012
Морщихина Л.А. Научно-образовательный проект САФУ имени М.В.Ломоносова «Арктик-фонд»:
территория диалога [Электронный ресурс] // Труды XIX Международной конференции «Крым – 2012:
Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса.
2 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. – М.; Спб.: Изд-во Алетейя, 1998. – С. 13.
3 Фуко М. Археология знания: пер. с фр. – Киев: Ника-Центр, 1996. – 207 с. Бодрийяр Ж. Символический
обмен и смерть: пер. с фр. – М.: Добросвет, Издательство КГУ, 2011. – 392 с.
4 Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий [Электронный ресурс]. URL:
http://my.arcto.ru/public/9bodrial.htm Дата обращения: 02.04.2012.
5 Deleuze G., Guattari F. Rhizome. – Paris.: Les Editions de Minuit, 1976. – 74 p.
1
Стр.1