В рассуждениях и исследованиях о
том, откуда что взялось в русской старине и древности, оказывается, что русский своего ничего не имеетъ:
все у него чужое, заимствованное у Финнов, у Норманнов, у Татар, у Немцев, Французов и т. д. <...> Дальше Варягов в образе
Норманнов и кроме таких Варягов мы ничего не можем рассмотреть. <...> При этом автор должен выразить глубокую благодарность В. Н. Щепкину за переводы некоторых
глав Географии Птолемея. <...> Славянское племя в северной (Новгородской) области, а в
южной (Киевской) области занимало господствующее положение, обозначаемое иногда греческим словом
Василики, то есть, Царюющие -- Сарматы-Василики, Языги-Василики. <...> Коренное общее, как говорит Птолемей, имя племени, по-видимому, принадлежало Аланам,
Алаунам населявшим самое нутро страны. <...> Восточный прикаспийский край именовался Аорсами, АланОрсами, что видоизменяет тоже имя Роксолан. <...> Одним общим именем вся страна у Римлян прозывалась,
вместо прежней Скифии, Сарматиею, сокращенно от Савроматов Геродота; Греки в слове Савро
сохранили Славянское же имя Северо, обозначая этим именем Славянское племя владевшее Доном. <...> В то время, как южная половина населения страны с именами Сарматов и Роксолан постоянно и не
мало беспокоила Римлян по поводу налагаемой на них дани, Северная половина с именем Славян широко
распространяла мирную колонизацию своего Балтийского племени в глухих местах по рекам и озерам
Финского населения. <...> Кого разумеет первая летопись под именем Варягов <...> Обзор скифского быта по открытым памятникам 308. <...> Серебряная Чертомлыцкая ваза (неверно названная Никопольской), вышиною 1 арш., в
диаметре в плечах около 9 верш. <...> Открыта нами в Чертомлыцком кургане Екатеринославской губериии в
1863 году. <...> Горельефные вызолоченные изображения Скифов, "покорение дикого коня", украшающие по
плечам Чертомлыцкую вазу. <...> Обширный восток Европы -- Русская Страна уже в глубокой древности отделялась от остальных
европейских земель, как особый <...>
История_русской_жизни_с_древнейших_времен.pdf
История русской жизни с древнейших времен
Сочинение Ивана Забелина
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Доисторическое время Руси.
Второе издание исправленное и дополненное с портретом автора, с рисунками Скифов и Сарматов и
картою Европейской Сарматии Птолемея.
МОСКВА.
Синодальная Типография.
1908.
<Разрядка везде заменена на подчеркивание>
OCR Бычков М. Н.
http://az.lib.ru
Сердечно посвящаю эту книгу моей дорогой семье, моей женеМарте Петровне и дочерям Анастасии
Ивановне и Марии Ивановне, усердно помогавшим мне в моих кропотливых работах.
Предлежащая книга составляет вводную часть к труду, который, как дальнейшее развитие
изысканий автора по истории русского домашнего быта вообще {Домашний Быт Русских Царей и
Домашний Быт Русских Цариц, изд. 3. М. 1895 и 1901 гг.}, предпринят был, благодаря живому участию в
этом деле покойного Василия Андреевича Дашкова, предложившего этот труд автору еще в 1871 г. с
необходимыми материальнымн средствами для исполнения работы и для ее издания в свет.
Заглавие книги вполне обозначает цели и задачи настоящего труда. Но выполнение этих задач,
конечно, требует не тех сил, какими обладает автор. Его работа во всяком случае будет только попыткою
уяснить себе эти самые цели и задачи, ибо легко ставить вопрос и вовсе не легко самым исследованием
определить пространство и качество разработки этого вопроса. Понятие о жизни чрезвычайно обширно и
чрезвычайно неопределенно, поэтому не малый труд для исследователя заключается уже в одном только
раскрытии основных положений, способных пролить какой либо свет на необозримый материал,
оставленный прожитою жизнью.
Жизнь народа в своем постепенном развитии всегда и неизменно руководится своими идеями,
которые дают народному телу известный образ и известное устройство. Разработка истории стремится
найти такие идеи в общей жизни народа, в его политическом или государственном и общественном
устройстве. Но мелочной повседневный частный быть точно также всегда складывается в известные
круги, необходимо имеющие свои средоточия, которые иначе можно также именовать идеями. Если
подобные мелкие круги народного быта не могут составлять предмета истории в собственном смысле, то
для истории народной жизни они суть прямое и необходимое ее содержание. Раскрыть эти частные
мелкие жизненные идеи -- вот по нашему мнению прямая задача для исследователя народной жизни. Но
само собой разумеется, что допытаться до этих идей возможно только посредством разнородных и
разнообразные свидетельств самой же исчезнувшей жизни. Здесь и представляется безпредельное
Стр.1