Вольфсон С. Воровский // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 310--313.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-3102.htm
ВОРОВСКИЙ Вацлав Вацлавович [1871--1923] (псевдонимы:Ю. Адамович, П. Орловский, Фавн,
Шварц) -- выдающийся представитель марксистской лит-ой критики и один из виднейших членов
большевистской партии. Р. в Москве, в семье инженера. Революционную деятельность начал в 1891 -студентом
Московского технического училища. В 1896 подвергается высылке из Москвы, а в 1897
арестовывается и после почти 2-летнего тюремного заключения высылается в г. Орлов, Вятской губ. В
ссылке В. определяется как революционный марксист и здесь же начинает свою литературнокритическую
деятельность. По окончании ссылки уезжает за границу. В 1903 вступает в РСДРП и после
II съезда примыкает к большевистской фракции. Сотрудничает в "Искре", а затем становится одним из
ближайших участников "Вперед" и "Пролетария". После революции 1905 возвращается в Россию, где
работает в большевистском центре и партийной прессе. 1907--1912 проводит в Одессе, руководя
партийной работой и одновременно сотрудничая в "Одесском обозрении", "Ясной заре" и "Одесских
новостях". В 1912 В. арестовывается и высылается в Вологду. После 2-летней ссылки возвращается в
Петербург, где продолжает партийную и лит-ую работу. После Февральской революции входит в
заграничное бюро ЦК, после Октябрьской революции назначается представителем советского
правительства при скандинавских государствах, в 1919 -- заведывающим Государственным
издательством, в 1921 -- полпредом в Италии. Принимает участие в Генуэзской конференции и входит в
состав советской делегации на Лозаннскую конференцию. 10 мая 1923 был убит в Лозанне фашистом
Конради; тело его перевезено в Москву и погребено на Красной Площади.
В годы реакции и ликвидаторства В. в литературно-критических статьях, равно как и в
многочисленных газетных фельетонах, с особым упорством боролся с мародерами революции,
поднявшими голос "в ночь после битвы". Выполняя эту большой важности историческую задачу, В.
вместе с тем прокладывал путь только зарождавшейся еще марксистской эстетике и пытался найти
материалистическое решение многих проблем художественного творчества. К художественному
творчеству В. неизменно предъявляет два требования: "правды внешней" и "правды внутренней".
"Внешняя правда" заключается в том, что художник кладет в основу своего творчества реальный
материал, что он отображает подлинную жизнь. Если творец произведения подгоняет жизненную правду
к своим предвзятым целям, он понижает его художественную ценность. Пропагандистские достоинства
произведения не служат еще, по выражению В., аттестацией его художественной ценности. Искусство
изображает действительность. Но действительность -- это не только то, что уже существует, а также и то,
что созревает в недрах общества. Так. обр. "правда" художественного произведения допускает
изображение действительности как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. "Правда внутренняя" -- в
психике художника, в том укладе ее, к-рый обусловливает способность воспринимать и творчески
перерабатывать определенный жизненный материал. Психика художника направляет его внимание в
сторону определенных объектов и оставляет вне поля его творчества другие. "Как цветное стекло
пропускает только лучи определенной краски, так и авторская психика пропускает только
соответствующие ей понятия и образы". Психика же творца художественного произведения имеет
"социальную подоплеку" -- ее детерминируют общественные отношения эпохи и классовое положение
художника. С этим ключом В. подходит к творчеству Бунина, Андреева, Куприна, Юшкевича. Уделяя
много места чисто художественному анализу лит-ого произведения, В. всегда ставил форму
произведения в зависимость от его содержания. "Художественная форма и стиль тесно связаны с мыслью
автора и неизбежно должны следовать всем ее изменениям". В. показывает, как художественная манера
творчества писателя эволюционирует попутно с эволюцией его миросозерцания. Так каждому из трех
периодов в творчестве Андреева соответствует своя особая манера письма, свой стиль. То же с Горьким:
композиция и письмо его произведений романтического периода резко изменяются с переходом писателя
к художественному реализму. Разбирая современную ему художественную литературу, В. задумывался и
над вопросом о появлении литературы того нового класса, которому он служил; по его критическим
очеркам рассеян ряд ценных соображений о предпосылках нарождения пролетарской лит-ры. При
решении этой проблемы В. исходит из того положения, что эстетическая идеология класса складывается
позже его политической идеологии. Классовое искусство создается уже после того, как класс оформился
и достиг определенной ступени самосознания. Для того чтобы сделаться пролетарским писателем,
недостаточно черпать темы из жизни пролетариата, -- для этого художник должен проникнуться
пролетарскими настроениями, его идеология должна стать пролетарской. Литература должна не только
отражать классовую идеологию, но и давать ей художественное оформление, т. е. быть искусством, а не
"лозунгами класса в стихах и прозе".
Стр.1