Следы ее впервые подметил на основании анализа пушкинских
элегий М. Гершензон <...> Любовные элегии Пушкина послелицейского периода -- проявление непосредственного
поэтического реализма, и в этом смысле и значение их для всего творчества Пушкина и их конкретная,
фактическая основа -- вне сомнений. <...> Здесь Пушкин нашел прямые поэтические средства для закрепления реальной, непосредственной
правды. <...> Элегии наряду с посланиями явились у Пушкина жанром, уже не противоречащим большим
задачам и большим жанрам литературы, эпосу и драме, как то было в поэзии непосредственно
предшествовавшего периода, когда элегии с изображениями общих чувств и условных героинь
превратились в мелочный жанр, жанр мелочей. <...> Наблюдения Гершензона наметили целый круг стихотворений, так или иначе отражающих
"северную любовь", т. е. какую-то любовь Пушкина до 1820 г., года высылки на юг, любовь,
воспоминания о которой продолжались на юге, в годы его южной ссылки. <...> Путем различных сопоставлений он пришел к выводу, что не названная нигде Пушкиным героиня
этих элегий -- кн. <...> Щеголеву, впрочем, удалось совершенно убедительно доказать, что одно из стихотворений,
включенных Гершензоном в круг лирики, отражающей "утаенную любовь", заведомо относящееся к М.
Арк <...> Голицыной, на самом деле никакого отношения ни к другим элегиям цикла, ни к "утаенной любви"
не имеет. <...> Сам же Щеголев путем
тщательного изучения рукописей и в силу различных соображений пришел в выводу, что героиней этого
чувства Пушкина, которое ему удалось утаить в течение всей его жизни от постороннего внимания, была
пятнадцатилетняя Мария Николаевна Раевская (1805--1863), знаменитая впоследствии жена декабриста С.
Волконского <...> Голицыной, приятельнице поэта Козлова и
Шатобриана, проводившей большую часть времени за границей, и, во-вторых, утаивать ее по отношению
к молоденькой, почти подростку, М. Раевской <...> , с которым он был в приятельских <...>
Безыменная_любовь.pdf
Ю. Н. ТЫНЯНОВ
БЕЗЫМЕННАЯ ЛЮБОВЬ
==============================================================
Источник:Ю. Н. Тынянов. Пушкин и его современники.М.: Наука, 1969.
Под. ред. ак. В. В. Виноградова. Составление В. А. Каверина и З. А. Никитиной.
Электронная версия: Александр Продан.
Оригинал находится по адресу: Библиотека Александра Белоусенко
==============================================================
1
В жизни Пушкина была любовь, необычайная по силе, длительности, влиянию на всю жизнь и им
самим никогда не названная, "утаенная". Следы ее впервые подметил на основании анализа пушкинских
элегий М. Гершензон. *
* См. М. Гершензон. Северная любовь А. С. Пушкина. "Вестник Европы", 1908, январь; также: в
книге М. Гершензона "Образы прошлого". М., 1912; П. Е.Щеголев. "Из разысканий в области биографии
и текста Пушкина". В кн.: "Пушкин и его современники", выя. XIV. СПб., 1911; также: в книге 11. Е.
Щеголева "Очерки" ("Утаенная любовь А. С. Пушкина"), М. Геpшензон. В ответ П. Е. Щеголеву; П.
Щеголев. Дополнения к "Разысканиям в области биографии и текста Пушкина".
Любовные элегии Пушкина послелицейского периода -- проявление непосредственного
поэтического реализма, и в этом смысле и значение их для всего творчества Пушкина и их конкретная,
фактическая основа -- вне сомнений. Не только закрепление внешних фактов и обстоятельств, но и
прежде всего внутренних отношений доведено здесь до такой поэтической точности, поэзия до того
конкретна и освобождена от общих мест, что можно с уверенностью говорить о конкретных жизненных
обстоятельствах и лицах элегий.
Здесь Пушкин нашел прямые поэтические средства для закрепления реальной, непосредственной
правды.
Элегии наряду с посланиями явились у Пушкина жанром, уже не противоречащим большим
задачам и большим жанрам литературы, эпосу и драме, как то было в поэзии непосредственно
предшествовавшего периода, когда элегии с изображениями общих чувств и условных героинь
превратились в мелочный жанр, жанр мелочей. Напротив, лирика стала у Пушкина как бы средством
овладения действительностью в ее конкретных чертах) и первым, главным путем к эпосу и драме.
Поэтому самая фактическая, биографическая основа лирики Пушкина и имеет такое значение для
изучения его поэзии.
Наблюдения Гершензона наметили целый круг стихотворений, так или иначе отражающих
"северную любовь", т. е. какую-то любовь Пушкина до 1820 г., года высылки на юг, любовь,
воспоминания о которой продолжались на юге, в годы его южной ссылки.
Путем различных сопоставлений он пришел к выводу, что не названная нигде Пушкиным героиня
этих элегий -- кн. Мария Аркадьевна Голицына. Этим устанавливался крайне важный факт биографии
Пушкина.
В полемике, тут же возникшей по этому поводу между Щеголевым и Гершензоном, проявились
комические черты тогдашнего пушкиноведения; полемика о биографическом вопросе, по самому
характеру требовавшем какой-то сдержанности, вскоре приняла бранный топ.
Щеголеву, впрочем, удалось совершенно убедительно доказать, что одно из стихотворений,
включенных Гершензоном в круг лирики, отражающей "утаенную любовь", заведомо относящееся к М.
Арк. Голицыной, на самом деле никакого отношения ни к другим элегиям цикла, ни к "утаенной любви"
не имеет.
Имя М. Арк. Голицыной как женщины, возбудившей самую длительную, самую сильную любовь
Пушкина, им почему-то от всех "утаенную", таким образом окончательно отпало. Сам же Щеголев путем
тщательного изучения рукописей и в силу различных соображений пришел в выводу, что героиней этого
чувства Пушкина, которое ему удалось утаить в течение всей его жизни от постороннего внимания, была
пятнадцатилетняя Мария Николаевна Раевская (1805--1863), знаменитая впоследствии жена декабриста С.
Волконского.
Оба исследователя обнаружили полнейшее равнодушие к главному вопросу: к вопросу о том,
почему и зачем, собственно говоря, понадобилось Пушкину так мучительно и тщательно утаивать
любовь, во-первых, к блестящей светской певице М. Арк. Голицыной, приятельнице поэта Козлова и
Стр.1