В. М. Кириллин
(Московская духовная академия)
ТАЙНОЗРИТЕЛЬСТВО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО И
ХРИСТИАНСКАЯ ВИЗИОНЕРСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Тема, которой я хочу занять внимание читателя, на самом деле, предполагает благоговейное молчание. <...> Это проявилось в различных
чудесах, сопровождавших его подвижничество: он обладал властью
над бесами, он был способен проникать в тайны природы, он был
наделен целительной силой, ему был присущ дар прозорливости,
предвидения и пророчества. <...> Но вместе с тем этот великий подвижник, по исключительной полноте веры и духовного совершенства, в
деяниях своих сподобился Божественного соучастия. <...> На исходе своих лет Саровский святой чудотворец сам утверждал, что ему в течение его жизни было двенадцать явлений «от Бога»1. <...> О некоторых из
этих явлений мы знаем в деталях благодаря рассказам близких к
подвижнику лиц: например, таких, как дивеевская монахиня Капитолина, саровский гостинник Гурий Иванов, известный затем как
игумен Николо-Борковской пустыни Георгий, «служка» и собеседник святого праведника Николай Александрович Мотовилов, протоиерей Василий Садовский, старица Евдокия Ефремовна (впоследствии мать Евпраксия). <...> За исключением одного случая, преподобный Серафим лично рассказывал о чудесных явлениях ему, обычно спустя
1
Серафим (Чичагов), архим. <...> Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини
Александры, урожд. <...> Содержание повествований о визионерских чудесах могло быть самым разнообразным, а в общем в них с
определенной детальностью описывалась реальность сокровенного,
духовного бытия и неразрывная связь последнего с материальным
миром, излагалось обетование свыше о предстоящей каре или вознаграждении, извещалась высшая воля относительно каких-то конкретных жизненных ситуаций (например, о созыве народа для общей
молитвы, об основании церкви, монастыря и т. д.), утверждались
факты божественного покровительства и помощи <...>
Тайнозрительство_преподобного_Серафима_Саровского_и_христианская_визионерская_традиция._Статья.pdf
В. М. Кириллин
(Московская духовная академия)
ТАЙНОЗРИТЕЛЬСТВО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО И
ХРИСТИАНСКАЯ ВИЗИОНЕРСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Тема, которой я хочу занять внимание читателя, на самом деле,
предполагает благоговейное молчание. Тем не менее, я решаюсь
к ней приступить, полагая, что дерзновение мое не будет мне во
осуждение.
Как известно, земной путь преподобного Серафима Саровского
был озарен светом богоизбранности. Это проявилось в различных
чудесах, сопровождавших его подвижничество: он обладал властью
над бесами, он был способен проникать в тайны природы, он был
наделен целительной силой, ему был присущ дар прозорливости,
предвидения и пророчества. Но вместе с тем этот великий подвижник,
по исключительной полноте веры и духовного совершенства, в
деяниях своих сподобился Божественного соучастия. На исходе своих
лет Саровский святой чудотворец сам утверждал, что ему в течение
его жизни было двенадцать явлений «от Бога»1. О некоторых из
этих явлений мы знаем в деталях благодаря рассказам близких к
подвижнику лиц: например, таких, как дивеевская монахиня Капитолина,
саровский гостинник Гурий Иванов, известный затем как
игумен Николо-Борковской пустыни Георгий, «служка» и собеседник
святого праведника Николай Александрович Мотовилов, протоиерей
Василий Садовский, старица Евдокия Ефремовна (впоследствии
мать Евпраксия). Все они передавали собственные свидетельства
подвижника. За исключением одного случая, преподобный Серафим
лично рассказывал о чудесных явлениях ему, обычно спустя
1 Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ.
Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини
Александры, урожд. А. С. Мельгуновой. СПб., 1903. С. 329.
1
Стр.1
длительное время после них. Таким образом, он и сам удостоен был
дара духовного зрения или видения как избранник Божий, и Господь
со своими ангелами и святыми угодниками не оставлял его без своего
попечения.
Надо сказать, тайнозрительство праведного старца как религиозный
феномен вполне обычно в контексте истории христианской
святости. Предание Церкви хранит бесчисленное множество рассказов
о чудесах видений и явлений, или, по сути, о промыслительном и
благодатном вмешательстве Божием в жизнь людей. Естественно,
чаще всего подобные факты были сопряжены с подвижничеством
людей, проникшихся особенно глубокой верой и твердым стремлением
подражать Христу. Содержание повествований о визионерских
чудесах могло быть самым разнообразным, а в общем в них с
определенной детальностью описывалась реальность сокровенного,
духовного бытия и неразрывная связь последнего с материальным
миром, излагалось обетование свыше о предстоящей каре или вознаграждении,
извещалась высшая воля относительно каких-то конкретных
жизненных ситуаций (например, о созыве народа для общей
молитвы, об основании церкви, монастыря и т. д.), утверждались
факты божественного покровительства и помощи миру. Предметнотематически
и сюжетно среди повествований подобного рода различались,
по крайней мере, два вида. Это: сказания о чудесном выходе
какого-либо христианина в мир иной и о мистическом прозрении им
посмертного бытия человечества в будущем веке и сказания о мистической
встрече опять-таки какого-либо христианина с духовной
сущностью — самим Спасителем, его Пречистой Матерью, Приснодевой
Марией, или святым угодником Божиим. Сказания первого
типа в большей степени отражают западно-христианский, католический
духовный опыт. Для христианского же Востока, для право2
Стр.2