Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Нумерологическая структура текста как индекс повествовательной манеры Епифания Премудрого и вопрос об атрибуции «Слова о житьи и о преставлении великаго князя Дмитриа Ивановича, царя рускаго». Статья (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц16
ID987
АннотацияАвтор рассматривает идейно-художественное значение числовых указаний и форм, использованных в памятниках древнерусской литературы, исследует библейские священные числа в качестве повествовательных элементов текстов.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Нумерологическая структура текста как индекс повествовательной манеры Епифания Премудрого и вопрос об атрибуции «Слова о житьи и о преставлении великаго князя Дмитриа Ивановича, царя рускаго». Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 2001 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/987 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НУМЕРОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА КАК ИНДЕКС ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ МАНЕРЫ ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО И ВОПРОС ОБ АТРИБУЦИИ «СЛОВА О ЖИТЬИ И О ПРЕСТАВЛЕНИИ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ДМИТРИА ИВАНОВИЧА, ЦАРЯ РУСКАГО» Епифаний Премудрый, по-видимому, написал немало. <...> Что касается агиографических сочинений, то перу этого замечательного книжника, бесспорно, принадлежит «Житие святителя Стефана Пермского»1, написанное им, по общему мнению, в конце XIV века. <...> В 1418 году Епифаний, как известно, закончил свой многолетний труд по составлению «Жития преподобного Сергия Радонежского». <...> От его текста остались лишь предисловие, первые 10 глав и заключительное «Похвальное слово» великому радонежскому подвижнику, читающиеся в так называемой Пространной редакции2. <...> С «Житием Стефана» их объединяет общность литературной манеры и ряд текстуальных примет. <...> Повествование обоих текстов пронизано библейским, святоотеческим и церковно-историческим контекстом; изложение кон1 Житие святого Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым / Изд. <...> 2 "Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чюдотворца. <...> Все эти особенности признаны ярким выражением экспрессивно-эмоционального стиля «плетения словес», который конгениален так называемому «второму южнославянскому влиянию» на русское литературное творчество конца XIV-XV веков. <...> Отсюда происходила идейно-стилистическая устремленность приверженцев «плетения словес» «найти общее, абсолютное и вечное в частном, конкретном и временном, невещественное в вещественном, христианские истины во всех явлениях жизни», найти, иначе говоря, «симво3 Лихачев Д. С. <...> И Епифаний Премудрый, по общему признанию, достиг в этом отношении наивысшего мастерства. <...> Между прочим, указанные выше идейно-художественные и повествовательно-стилистические особенности «Житий» Стефана Пермского и Сергия Радонежского отличают также и текст «Слова о житьи и о преставлении великаго князя Дмитриа <...>
Нумерологическая_структура_текста_как_индекс_повествовательной_манеры_Епифания_Премудрого_и_вопрос_об_атрибуции_«Слова_о_житьи_и_о_преставлении_великаго_князя_Дмитриа_Ивановича,_царя_рускаго»._Статья.pdf
1 Кириллин В. М. НУМЕРОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА КАК ИНДЕКС ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ МАНЕРЫ ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО И ВОПРОС ОБ АТРИБУЦИИ «СЛОВА О ЖИТЬИ И О ПРЕСТАВЛЕНИИ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ДМИТРИА ИВАНОВИЧА, ЦАРЯ РУСКАГО» Епифаний Премудрый, по-видимому, написал немало. Он был автором посланий к разным лицам, панегирических текстов, жизнеописателем своих выдающихся современников, участвовал в работе над летописанием. Что касается агиографических сочинений, то перу этого замечательного книжника, бесспорно, принадлежит «Житие святителя Стефана Пермского»1, написанное им, по общему мнению, в конце XIV века. В 1418 году Епифаний, как известно, закончил свой многолетний труд по составлению «Жития преподобного Сергия Радонежского». Правда, данное сочинение, как полагают исследователи, в своем целостном виде не сохранилось. От его текста остались лишь предисловие, первые 10 глав и заключительное «Похвальное слово» великому радонежскому подвижнику, читающиеся в так называемой Пространной редакции2. С «Житием Стефана» их объединяет общность литературной манеры и ряд текстуальных примет. Эти общие черты достаточно хорошо и убедительно выявлены. Так, оба агиографических памятника имеют одинаковую структуру построения: наделены вступлением, поглавным делением основной части и заключительной похвалой. Повествование обоих текстов пронизано библейским, святоотеческим и церковно-историческим контекстом; изложение кон1 Житие святого Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым / Изд. Археограф. ком., под ред. В. Г. Дружинина. СПб., 1897. 2 "Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чюдотворца. Списано бысть от Премудрейшаго Епифания" // ПЛДР: XIV — середина XV века. М., 1981. С. 256-429 (Подг. текста Д. М. Буланина).
Стр.1