Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Архангельское Евангелие 1092 г. в культурно-историческом аспекте. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID962
АннотацияСтатья ученого-медиевиста В.М. Кириллина посвящена культурно-историческому значению одного из ценнейших памятников древнеруссской культуры - Архангельскому Евангелию.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Архангельское Евангелие 1092 г. в культурно-историческом аспекте. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 1995 .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/962 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1092 Г. В КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Позволю себе взглянуть на существо обсуждаемых вопросов под углом культурно-исторического зрения. <...> При этом очень важно подчеркнуть: названные исследователи Архангельского Евангелия изучали различный материал и в разных аспектах и тем не менее пришли к частично созвучным, по моему представлению, выводам. <...> Нахожу весьма интересными выводы И. В. Левочкина о западноевропейском характере орнаментальных элементов Архангельского Евангелия, равно и переплета книги. <...> Ведь, если отмеченные особенности на самом деле отличают Архангельское Евангелие, то значит последнее должно рассматриваться как еще одно — среди очень немногих, до сих пор выявленных наукой, — свидетельство, подтверждающее научное мнение относительно действительности и действенности имевшего некогда место за- паднославянского культурного влияния (нараду с византийским и южнославянским) на более молодую христианскую культуру восточного славянства в рамках Киевской Руси1. <...> А это чрезвычайно повышает значение Архангельского Евангелия именно как памятника ранних межславянских культурных связей, как реликвии, принадлежащей к области общеславянской церковной археологии и истории. <...> Поэтому совершенно необходимо решить вопрос о времени проникновения на Русь протографа, послужившего основой для месяцеслова Архангельского Евангелия (можно думать, такой протограф также был частью Евангелия). <...> Решая этот вопрос, безусловно, следует помнить о том, что родиной предполагаемого протографа, по справедливому мнению О. В. Лосевой, была Чехия; вместе с тем нужно иметь в виду, во-первых, отмеченную еще Л. П. Жуковской и подтвержденную О. В. Лосевой близость месяцеслова Архангельского Евангелия к месяцеслову Реймсского Евангелия (которое, возможно, принадлежало дочери Ярослава Мудрого Анне2, выданной замуж за французского короля <...>
Архангельское_Евангелие_1092_г._в_культурно-историческом_аспекте._Статья.pdf
Кириллин В. М. КИРИЛЛИН В.М. АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1092 Г. В КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Позволю себе взглянуть на существо обсуждаемых вопросов под углом культурно-исторического зрения. В этом отношении следует прежде всего выделить наблюдения И. В. Левочкина и О. В. Лосевой, Т. Л. Мироновой и А. А. Багиной. При этом очень важно подчеркнуть: названные исследователи Архангельского Евангелия изучали различный материал и в разных аспектах и тем не менее пришли к частично созвучным, по моему представлению, выводам. Итак, что же я имею в виду? Не подчеркивая специально новаторского существа изложенных результатов (это, по-моему, очевидно), должен остановиться на следующем. Нахожу весьма интересными выводы И. В. Левочкина о западноевропейском характере орнаментальных элементов Архангельского Евангелия, равно и переплета книги. И знаменательно то, что данный вывод так удачно согласуется с выводом О. В. Лосевой о западнославянском, в частности, чешском происхождении месяцесловной части чествуемого ныне памятника русской письменности и книжности. Ведь, если отмеченные особенности на самом деле отличают Архангельское Евангелие, то значит последнее должно рассматриваться как еще одно — среди очень немногих, до сих пор выявленных наукой, — свидетельство, подтверждающее научное мнение относительно действительности и действенности имевшего некогда место за
Стр.1