Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659091)
Контекстум

Епифаний Премудрый как агиограф преподобного Сергия Радонежского: проблема авторства. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID955
АннотацияКак известно, текст агиобиографии преп. Сергия, созданный Епифанием Премудрым приблизительно в 1418 г., в своем целостном первоначальном виде не сохранился. Считается, что этот текст в процессе многократного обращения русских книжников к жизни знаменитого Троицкого игумена претерпел череду изменений и в результате распался на фрагменты и рассеялся по разным литературным версиям Жития.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Епифаний Премудрый как агиограф преподобного Сергия Радонежского: проблема авторства. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 1994 .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/955 (дата обращения: 04.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ КАК АГИОГРАФ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО: ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА Как известно, текст агиобиографии преп. <...> Считается, что этот текст в процессе многократного обращения русских книжников к жизни знаменитого Троицкого игумена претерпел череду изменений и в результате распался на фрагменты и рассеялся по разным литературным версиям Жития 1. <...> Чаще всего с Епифанием премудрым связывают текст Пространной, иди Компилятивной, редакции Жития преп. <...> При этом епифаниевскими мыслят читавшиеся в составе данной редакции именно Предисловие /"Слава Богу о всем..."/, 30 глав жизнеописания подвижника и Похвальное Слово ему /"Тайну цареву добро есть хранити»... <...> Иногда же пишут о том, что данная редакция содержит лишь наибольшее количе- 1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. <...> Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности ХV - ХVII вв. <...> См. издания: I/ Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея Руси чудотворца: /По лицев. списку Троице-Сергиевой Лавры ХVI в. <...> 1563-1578: З/ Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему Слово, написанное учеником его Епифанием в ХV в. <...> 1 ство фрагментов архетипа6, или — о том, что она отражает в целом структуру такового и стилистически соответствует писательской манере Епифания7. <...> Известны также попытки более точного определения епифаниевского текста в составе Пространной редакции». <...> Так, в прошлом священник Василий Яблонский предположил, что собственно епифаниевским является текст в объеме до главы "Об изведении источника", то есть Предисловие и первые 10-ть глав Жития8 /кстати, принадлежность Епифмию Премудрому Похвального Слова общепризнана и никогда не оспаривалась/. <...> Но опять-таки ни первый, ни второй никак не доказывают своего убеждения, ограничившись лишь общей констатацией стилистического отличия означенной части от последующих глав Жития <...>
Епифаний_Премудрый_как_агиограф_преподобного_Сергия_Радонежского_проблема_авторства._Статья.pdf
Кириллин В. М. ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ КАК АГИОГРАФ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО: ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА Как известно, текст агиобиографии преп. Сергия, созданный Епифанием Премудрым приблизительно в 1418 г., в своем целостном первоначальном виде не сохранился. Считается, что этот текст в процессе многократного обращения русских книжников к жизни знаменитого Троицкого игумена претерпел череду изменений и в результате распался на фрагменты и рассеялся по разным литературным версиям Жития1 . Данное обстоятельство, соответственно, обусловило появление различных научных мнений относительно авторского оригинала2 . Чаще всего с Епифанием премудрым связывают текст Пространной, иди Компилятивной, редакции Жития преп. Сергия Радонежского3 вестной однако по спискам лишь начиная с 20-х годов ХVI в.4 , из. При этом епифаниевскими мыслят читавшиеся в составе данной редакции именно Предисловие /"Слава Богу о всем..."/, 30 глав жизнеописания подвижника и Похвальное Слово ему /"Тайну цареву добро есть хранити»..."/5 же пишут о том, что данная редакция содержит лишь наибольшее количе. Иногда 1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 /втор. пол. ХIV - ХVI в./. Ч. 1: А - К. Л.. 1988. С. 331. 2 Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности ХV - ХVII вв. // Метод. рекомендации по опис. слав.-рус. рукоп. книг. Вып. 3. М., 1990. С. 273. См. издания: I/ Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея Руси чудотворца: /По лицев. списку Троице-Сергиевой Лавры ХVI в./. Сергиев Посад, 1853; 2/ Житие Сергия Радонежского // ВМЧ: Сентябрь, дни 25-30. СПб., 1883. Стб. 1563-1578: З/ Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему Слово, написанное учеником его Епифанием в ХV в. / Сообщил архим. Леонид. Печатаются по Троицким спискам ХVI в. с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьих-миней. СПб., 1885; 4/ Житие Сергия Радонежского / Подг. текста и комм. Д.М.Буланина // ПДДР: ХIV - сер. ХV в. М., 1981. С.256-429. 570-579. 4 Клосс Б. М. Указ. соч. С. 273, 276, 286. 5 СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 216. 1
Стр.1
ство фрагментов архетипа6 , или — о том, что она отражает в целом структуру такового и стилистически соответствует писательской манере Епифания7 . К сожалению, все эти положения чаще только констатируются, а не доказываются, иди принимаются на веру как факт очевидный. Известны также попытки более точного определения епифаниевского текста в составе Пространной редакции». Так, в прошлом священник Василий Яблонский предположил, что собственно епифаниевским является текст в объеме до главы "Об изведении источника", то есть Предисловие и первые 10-ть глав Жития8 мудрому Похвального Слова общепризнана и никогда не оспаривалась/. Точки зрения В. Яблонского придерживается и новейший исследователь Б. М. Клосс9 /кстати, принадлежность Епифмию Пре. Но опять-таки ни первый, ни второй никак не доказывают своего убеждения, ограничившись лишь общей констатацией стилистического отличия означенной части от последующих глав Жития. А между тем это справедливое мнение вполне можно доказать. Аргументы имеются. В самом деле, первые 10-ть глав памятника наделены такими особенностями, каких нет или почти нет в прочих главах Жития — от главы "Об изведении источника" до главы "О преставлении святого". Так, выделенная начальная часть отличается следующим. Здесь применительно к главному герою не употребляется эпитет "святой". Имеют место лишь несколько исключений. Во-первых, означенный эпитет — причем выраженный именем существительным — встречается в названиях глав: "О преселении родителей святого", "О пострижении его, еже есть начало чернечеству святаго", "О прогнании бесов молитвами 6 ПДДР: ХIV - сер. ХV в. С. 572. 7 СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 215. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания: Библиографический и библиографически-литературный очерк. СПб., 1908. С. 45. 62. 9 Клосс Б. М. Указ. соч. С. 276, 236. 2
Стр.2