ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ КАК АГИОГРАФ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
РАДОНЕЖСКОГО: ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА
Как известно, текст агиобиографии преп. <...> Считается, что этот текст в процессе многократного обращения русских книжников к жизни знаменитого Троицкого
игумена претерпел череду изменений и в результате распался на фрагменты и рассеялся по разным литературным версиям Жития 1. <...> Чаще всего с Епифанием премудрым связывают текст Пространной,
иди Компилятивной, редакции Жития преп. <...> При этом
епифаниевскими мыслят читавшиеся в составе данной редакции именно
Предисловие /"Слава Богу о всем..."/, 30 глав жизнеописания подвижника
и Похвальное Слово ему /"Тайну цареву добро есть хранити»... <...> Иногда
же пишут о том, что данная редакция содержит лишь наибольшее количе-
1
Словарь книжников и книжности Древней Руси. <...> Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности ХV - ХVII вв. <...> См. издания: I/ Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея
Руси чудотворца: /По лицев. списку Троице-Сергиевой Лавры ХVI в. <...> 1563-1578: З/ Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему Слово,
написанное учеником его Епифанием в ХV в. <...> 1
ство фрагментов архетипа6, или — о том, что она отражает в целом структуру такового и стилистически соответствует писательской манере Епифания7. <...> Известны также попытки более точного определения епифаниевского текста в составе Пространной редакции». <...> Так, в прошлом священник
Василий Яблонский предположил, что собственно епифаниевским является текст в объеме до главы "Об изведении источника", то есть Предисловие и первые 10-ть глав Жития8 /кстати, принадлежность Епифмию Премудрому Похвального Слова общепризнана и никогда не оспаривалась/. <...> Но опять-таки ни первый, ни второй никак не доказывают своего убеждения, ограничившись лишь общей констатацией стилистического отличия означенной части от последующих глав Жития <...>
Епифаний_Премудрый_как_агиограф_преподобного_Сергия_Радонежского_проблема_авторства._Статья.pdf
Кириллин В. М.
ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ КАК АГИОГРАФ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
РАДОНЕЖСКОГО: ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА
Как известно, текст агиобиографии преп. Сергия, созданный Епифанием
Премудрым приблизительно в 1418 г., в своем целостном первоначальном
виде не сохранился. Считается, что этот текст в процессе многократного
обращения русских книжников к жизни знаменитого Троицкого
игумена претерпел череду изменений и в результате распался на фрагменты
и рассеялся по разным литературным версиям Жития1
. Данное обстоятельство,
соответственно, обусловило появление различных научных мнений
относительно авторского оригинала2
.
Чаще всего с Епифанием премудрым связывают текст Пространной,
иди Компилятивной, редакции Жития преп. Сергия Радонежского3
вестной однако по спискам лишь начиная с 20-х годов ХVI в.4
, из.
При этом
епифаниевскими мыслят читавшиеся в составе данной редакции именно
Предисловие /"Слава Богу о всем..."/, 30 глав жизнеописания подвижника
и Похвальное Слово ему /"Тайну цареву добро есть хранити»..."/5
же пишут о том, что данная редакция содержит лишь наибольшее количе.
Иногда
1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 /втор. пол. ХIV - ХVI в./. Ч. 1: А - К. Л..
1988. С. 331.
2 Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности ХV - ХVII вв. // Метод.
рекомендации по опис. слав.-рус. рукоп. книг. Вып. 3. М., 1990. С. 273.
См. издания: I/ Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея
Руси чудотворца: /По лицев. списку Троице-Сергиевой Лавры ХVI в./. Сергиев Посад, 1853; 2/
Житие Сергия Радонежского // ВМЧ: Сентябрь, дни 25-30. СПб., 1883. Стб. 1563-1578: З/ Житие
преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему Слово,
написанное учеником его Епифанием в ХV в. / Сообщил архим. Леонид. Печатаются по Троицким
спискам ХVI в. с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьих-миней.
СПб., 1885; 4/ Житие Сергия Радонежского / Подг. текста и комм. Д.М.Буланина // ПДДР: ХIV -
сер. ХV в. М., 1981. С.256-429. 570-579.
4 Клосс Б. М. Указ. соч. С. 273, 276, 286.
5 СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 216.
1
Стр.1
ство фрагментов архетипа6
, или — о том, что она отражает в целом структуру
такового и стилистически соответствует писательской манере Епифания7
.
К сожалению, все эти положения чаще только констатируются, а не
доказываются, иди принимаются на веру как факт очевидный.
Известны также попытки более точного определения епифаниевского
текста в составе Пространной редакции». Так, в прошлом священник
Василий Яблонский предположил, что собственно епифаниевским является
текст в объеме до главы "Об изведении источника", то есть Предисловие
и первые 10-ть глав Жития8
мудрому Похвального Слова общепризнана и никогда не оспаривалась/.
Точки зрения В. Яблонского придерживается и новейший исследователь Б.
М. Клосс9
/кстати, принадлежность Епифмию Пре.
Но опять-таки ни первый, ни второй никак не доказывают своего
убеждения, ограничившись лишь общей констатацией стилистического
отличия означенной части от последующих глав Жития. А между тем
это справедливое мнение вполне можно доказать. Аргументы имеются.
В самом деле, первые 10-ть глав памятника наделены такими особенностями,
каких нет или почти нет в прочих главах Жития — от главы
"Об изведении источника" до главы "О преставлении святого". Так, выделенная
начальная часть отличается следующим.
Здесь применительно к главному герою не употребляется эпитет
"святой". Имеют место лишь несколько исключений. Во-первых, означенный
эпитет — причем выраженный именем существительным — встречается
в названиях глав: "О преселении родителей святого", "О пострижении
его, еже есть начало чернечеству святаго", "О прогнании бесов молитвами
6 ПДДР: ХIV - сер. ХV в. С. 572.
7 СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 215.
Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания: Библиографический и библиографически-литературный
очерк. СПб., 1908. С. 45. 62.
9 Клосс Б. М. Указ. соч. С. 276, 236.
2
Стр.2