ПОТАПЕНКО, Игнатий Николаевич [XII, 1856, с. Федоровка Херсонской губ.-- 17.V.1929,
Ленинград] -- беллетрист, драматург. Сын крестьянки и сельского священника, бывшего ранее уланским
офицером. Детство провел в деревне; учился в Херсонском духовном училище и Одесской семинарии,
затем в Новороссийском и Петербургском университетах, окончил Петербургскую консерваторию по
классу пения. После студенческих лет избрал путь профессионального литератора.
С детства писал стихи. В 1881 г. выпустил сборник стихов "Думы и песни Игнатия Бездольного",
подражания Некрасову и Шевченко. Позже к поэзии не обращался. Дебютировал в 1873 г. рассказом из
студенческой жизни "Два дня" (вошел в книгу "Записки старого студента" -- Спб., 1899). В 80 гг.
выступал с очерками и рассказами о быте и нравах украинского села и сельского духовенства,
сотрудничал в журналах "Дело", "Вестник Европы", "Новь". В 1886 -- 1890 гг. жил в Одессе, публиковал
в местных изданиях очерки, фельетоны, критические статьи (зачастую совместно с П. А. Сергеенко,
общий псевдоним Аркадий Фиалкин).
"Деревенские" очерки П. были основаны на личных наблюдениях автора, в том числе на
воспоминаниях детства; "хронику южнороссийского села" (частый подзаголовок) составляли
разрозненные случаи -- забавные и драматические, типичные и экстраординарные. Рецензент первого
сборника П. "В деревне. Очерки и рассказы" (Одесса, 1887) назвал их "милыми, фельетонными
вещицами, которые стоило напечатать, но едва ли стоило перепечатывать" (Северный вестник.-- 1888.-No
2); однако бытописательную ценность ранние рассказы П. сохранили надолго.
П. рано нашел позицию своего повествователя, добродушного наблюдателя, улыбчивого
"постороннего", чуждого как "неволе душных городов", так и преклонению перед тяготами
крестьянского труда. Саркастическая усмешка пронизывает, напр., "городскую" повесть П. "Святое
искусство"
литературы" (особенно удачен образ Данчева, автора претенциозных "поэм из жизни скифов").
Всероссийскую славу принесли П. произведения начала 90 гг., показавшие варианты
приспособления "среднего интеллигента" к неприглядной реальности. Всеобщий восторг вызвал
священник Кирилл Обновленский (повесть "На действительной службе", 1890), отказавшийся от
выгодной карьеры и ставший настоятелем захудалого прихода. Всеобщему осуждению подвергся герой
романа "Здравые понятия" (1890) юрист Андрей Николаевич, уговоривший любимую девушку выйти
замуж за отвратительного старика и после его смерти женившийся на богатой вдове. Образ бесплодночестного
чиновника с юмором представлен в повести "Секретарь его превосходительства" (1890);
проблемы женской эмансипации затронуты в повести "Генеральская дочь" (1891), вызвавшей
восхищенный отзыв Н. С. Лескова ("тут есть настоящий поэтический тип и глубокое поэтическое
положение". -- Лесков Н. С. Собр. соч.-- М., 1958.-- Т. IX.-- С. 490). В романе "Не герой" (1891) П.
сформулировал кредо необычного для русской литературы "здравомыслящего" персонажа: "Я -- средний
человек...-- утверждает разночинец Рачеев, живущий в деревне и занятый мелкой филантропией.-- <...> Я
люблю свою жену и ребенка, люблю себя, люблю жизнь и комфорт и ничего себя не лишаю. Но у меня
здоровая натура, которая требует во всем гармонии. Этой гармонии не было бы, если бы я жил только
для своего удовольствия. Отсюда и вытекает вся моя деятельность".
Одновременная публикация ряда крупных произведений П. подтверждает догадку Н. К.
Михайловского о более раннем их написании, однако именно в 90 гг. обрели повышенную актуальность
идея здравого смысла и представление об общественной деятельности как о своего рода
физиологической потребности. Бодрость, оптимизм, добродушие, приверженность к "теории малых дел",
характерные для прозы П., получили столь широкое признание, что автору в 1891 г. была присуждена
поощрительная (половинная) Пушкинская премия.
В 90 гг. выступает в большинстве крупных журналов с романами, повестями, рассказами,
очерками, зарисовками. Критики отмечали, что живые и цельные "маленькие вещицы" лучше крупных
произведений писателя, поскольку "сильным и преобладающим качеством [таланта П.] является юмор,
комизм; в драматических же положениях он слаб, бледен и слишком оптимистичен" (Скабичевский А.
М. Не понимающий себя талант // Северный вестник.-- 1891.-- No 1); через много лет это мнение
повторила Е. Колтоновская (Вестник и библиотека самообразования,-- 1904.-- No 3). Но П. сохранял
верность роману, как будто специально исполняя заказ публики, от которого вовремя отказался А. П.
Чехов: "писать роман, иначе и писателем нельзя называться", и энергично эксплуатировал открытый им
тип "героя на час" (Ф. Д. Батюшков).
Многочисленные повести и романы П. о "средне-хорошем человеке" (Ф. Д. Батюшков), о своего
рода рассудительном гедонисте фальсифицировали память о "разумных эгоистах" 60 гг.; П.
последовательно утверждал житейские мотивы социального поведения, доказывая достижимость
душевного комфорта, чем фактически оправдывал идейное ренегатство. Традиционные проблемы:
"интеллигенция и народ", "власть земли", "отцы и дети", "что делать?" -- представали поверхностными и
(1885), где с фельетонной остротой изображены разнообразные "служители
Стр.1