Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

(Воспоминания о Чехове)

0   0
Первый авторПоссе Владимир Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID9536
Кому рекомендованоМемуары и переписка
Поссе, В.А. (Воспоминания о Чехове) : Статья / В.А. Поссе .— : [Б.и.], 1929 .— 5 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/9536 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.П.Чехов в воспоминаниях современников Издательство "Художественной литературы", Москва, 1986 OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 25 августа 2002 года В Ялте я пробыл дней десять{1}. <...> Помню, особенно озабочен был судьбой какого-то чахоточного студента, приехавшего без всяких средств лечиться в Крым. <...> С Чеховым жила его мать, маленькая, худенькая старушка, такая же тихая и ласковая, как сын. <...> Раза два мне пришлось побеседовать с Антоном Павловичем наедине. <...> Помню, сидел я у письменного стола, а Чехов в глубине комнаты в полумраке, на диване. <...> - А что, Владимир Александрович, могли бы вы жениться на актрисе? - прервал молчание тихий голос Антона Павловича. <...> Видно, не без борьбы пришел Чехов к решению жениться на Книппер. <...> Несомненно, до позднего брака с Книппер Чехов не раз не только увлекался, но и любил "горестно и трудно"{2}. <...> Только любивший человек мог написать "Даму с собачкой" и "О любви", где огнем сердца выжжены слова: "Когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе". <...> Кажется, в тот же вечер Чехов сказал мне: - Неверно, что с течением времени всякая любовь проходит. <...> Нет, настоящая любовь не проходит, а приходит с течением времени. <...> Не сразу, а постепенно постигаешь радость сближения с любимой женщиной. <...> Прекрасна, возвышенна мысль о любви, возрастающей с течением времени, но низменно сравнение женщины с вином. <...> [...] Расспрашивал меня Чехов о Московском Художественном театре и о постановке "Дяди Вани", которую он тогда еще не видел{3}. <...> - Как вам мой "Дядя Ваня" понравился? - спросил он между прочим. <...> Я сказал, что "Дядя Ваня" в постановке Художественного театра оставляет сильное впечатление. <...> - Не понимаю только, зачем вы заставляете дядю Ваню два раза стрелять в спину профессора Серебрякова? <...> Два раза Вишневский целится, стреляет почти в упор в широченную спину Лужского и хотя бы оцарапал! <...> Улучшения Copyright <...>
(Воспоминания_о_Чехове).pdf
В.А.ПОССЕ <Воспоминания о Чехове> А.П.Чехов в воспоминаниях современников Издательство "Художественной литературы", Москва, 1986 OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 25 августа 2002 года В Ялте я пробыл дней десять{1}. Каждый день виделся с Чеховым. Днем встречались на набережной и гуляли вместе. Вечером мы с Горьким приходили к нему на его виллу. Обыкновенно приходил и Миролюбов. С Чеховым я чувствовал себя легко и просто. Был он тихий и ласковый. Ни капли рисовки. Умные глаза смотрели внимательно, но не назойливо. Грусть сменялась усмешкой. Сам больной хлопотал о неимущих больных. Помню, особенно озабочен был судьбой какого-то чахоточного студента, приехавшего без всяких средств лечиться в Крым. С Чеховым жила его мать, маленькая, худенькая старушка, такая же тихая и ласковая, как сын. Видно было, что он любит и ценит ее. Раза два мне пришлось побеседовать с Антоном Павловичем наедине. Не было ни Горького, ни Миролюбова и никого посторонних. Помню, сидел я у письменного стола, а Чехов в глубине комнаты в полумраке, на диване. Говорили об общественных настроениях, о литературе, о "Жизни". Потом беседа приобрела более интимный характер. Помолчали каждый со своими мыслями. - А что, Владимир Александрович, могли бы вы жениться на актрисе? - прервал молчание тихий голос Антона Павловича. Вопрос застал меня врасплох, и я несколько неуверенно ответил: - Право, не знаю, думаю, что мог бы. - А я вот не могу! - И в голосе Чехова послышалась резкая нота, которой раньше я не замечал. Видно, не без борьбы пришел Чехов к решению жениться на Книппер. Интимная жизнь Чехова почти неизвестна. Опубликованные письма не вскрывают ее. Но, несомненно, она была сложная. Несомненно, до позднего брака с Книппер Чехов не раз не только увлекался, но и любил "горестно и трудно"{2}. Только любивший человек мог написать "Даму с собачкой" и "О любви", где огнем сердца выжжены слова: "Когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе". Кажется, в тот же вечер Чехов сказал мне: - Неверно, что с течением времени всякая любовь проходит. Нет, настоящая любовь не проходит, а приходит с течением времени. Не сразу, а постепенно постигаешь радость сближения с любимой женщиной. Это как с хорошим старым вином. Надо к нему привыкнуть, надо долго пить его, чтобы понять его прелесть. Прекрасна, возвышенна мысль о любви, возрастающей с течением времени, но низменно сравнение женщины с вином. Смешение возвышенного с низменным - пошлость. Пошлость не была чужда Чехову. Да и кому она чужда?! Если бы в душе Чехова не смешивалось иногда возвышенное с низменным, то он этого бы смешения, этой пошлости не мог бы замечать и в душах других, а замечал он хорошо. [...] Расспрашивал меня Чехов о Московском Художественном театре и о постановке "Дяди Вани", которую он тогда еще не видел{3}. - Как вам мой "Дядя Ваня" понравился? - спросил он между прочим. Я сказал, что "Дядя Ваня" в постановке Художественного театра оставляет сильное впечатление. - Не понимаю только, зачем вы заставляете дядю Ваню два раза стрелять в спину профессора Серебрякова? И неестественно выходит. Два раза Вишневский целится, стреляет почти в упор в широченную спину Лужского и хотя бы оцарапал! - Стрелять дядю Ваню я заставил, чтобы пробудить внимание публики. Мне казалось, что к моменту объяснений между дядей Ваней и профессором публика должна быть утомлена и может даже заснуть. Необходимо потревожить ее выстрелом. Но целиться в спину Лужского я Вишневского не уполномачивал. В политических разногласиях Чехов не разбирался, вернее, не хотел разбираться. Улучшения
Стр.1