Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Дискретная математика в примерах и задачах (220,00 руб.)

0   0
АвторыИванова Ангелина Валерьевна, Курманова Сабиля Андреевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц96
ID840538
Аннотация Учебно-методическое пособие включает теоретические и практические материалы для организации лекционных, практических, семинарских и самостоятельных занятий по дисциплине «Дискретная математика». Пособие состоит из трех разделов, каждый из которых содержит главы и параграфы с теоретическим материалом, примерами решения типовых задач, задания для самостоятельного выполнения и вопросы для самопроверки, позволяющие проверить усвоение изложенного материала. Пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Математика и Информатика.
Дискретная математика в примерах и задачах : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)". Направленность "Математика и Информатика" / А. В. Иванова, С. А. Курманова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 96 с. — URL: https://rucont.ru/efd/840538 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дискретная_математика_в_примерах_и_задачах.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.В. Иванова С.А. Курманова ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА В ПРИМЕРАХ И ЗАДАЧАХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «Математика и Информатика» Сургут, 2023
Стр.1
УДК 519.8:378.147(075.8) ББК 22.18р30я73-9 И 18 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Мугаллимова Светлана Ринатовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики и информатики Сургутский государственный педагогический университет Далингер Виктор Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры математики и методики обучения математике Омский государственный педагогический университет И 18 Дискретная математика в примерах и задачах : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Математика и Информатика» / А. В. Иванова, С. А. Курманова ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 95, [1] с. – Текст : непосредственный. Иванова, А. В. Учебно-методическое пособие включает теоретические и практические материалы для организации лекционных, практических, семинарских и самостоятельных занятий по дисциплине «Дискретная математика». Пособие состоит из трех разделов, каждый из которых содержит главы и параграфы с теоретическим материалом, примерами решения типовых задач, задания для самостоятельного выполнения и вопросы для самопроверки, позволяющие проверить усвоение изложенного материала. Пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Математика и Информатика». УДК 519.8:378.147(075.8) ББК 22.18р30я73-9 © Иванова А.В., Курманова С.А., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ...................................................................................................................................................... 4 ГЛАВА 1. АЛГЕБРА ЛОГИКИ ............................................................................................................................... 6 1.1 ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ ............................................................................................................................ 6 1.1.1 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ФОРМУЛЫ ЛОГИКИ .................................................................................... 6 1.1.2 НОРМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ............................................................................................................................. 11 1.2 БУЛЕВЫ ФУНКЦИИ ....................................................................................................................................... 19 1.2.1 МИНИМИЗАЦИЯ БУЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ .................................................................................................. 19 1.2.2 ПОЛНОТА МНОЖЕСТВ БУЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ ....................................................................................... 23 1.2.3 РЕЛЕЙНО-КОНТАКТНЫЕ СХЕМЫ ........................................................................................................... 27 1.3 ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ ................................................................................................................................. 34 1.3.1 ПРЕДИКАТЫ. ОПЕРАЦИИ НАД ПРЕДИКАТАМИ .................................................................................. 34 1.3.2 ВЫСКАЗЫВАНИЯ С КВАНТОРАМИ ........................................................................................................ 36 ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ОТОБРАЖЕНИЙ И АЛГЕБРА ПОДСТАНОВОК ............................................................... 41 2.1 БИНАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ............................................................................................................................ 41 2.2 ТЕОРИЯ ОТОБРАЖЕНИЙ И АЛГЕБРА ПОДСТАНОВОК ........................................................................... 46 2.2.1 ОТОБРАЖЕНИЯ И ИХ СВОЙСТВА ........................................................................................................... 46 2.2.2 АЛГЕБРА ПОДСТАНОВОК ......................................................................................................................... 47 ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ГРАФОВ ................................................................................................................................ 51 3.1 ГРАФЫ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ................................................................................................................. 51 3.1.1 ВИДЫ ГРАФОВ ............................................................................................................................................ 51 3.1.2 СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГРАФОВ ................................................................................................... 54 3.2 ОПЕРАЦИИ НАД ГРАФАМИ ......................................................................................................................... 59 3.2.1 БИНАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ НАД ГРАФАМИ ................................................................................................ 59 3.2.2 УНАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ НАД ГРАФАМИ .................................................................................................. 60 3.3 СВЯЗНОСТЬ ГРАФА ....................................................................................................................................... 64 3.4 ДЕРЕВЬЯ. МИНИМАЛЬНЫЙ ОСТОВ ........................................................................................................... 72 3.5 ЭЙЛЕРОВЫ И ГАМИЛЬТОНОВЫ ГРАФЫ ОБХОДЫ ГРАФОВ ................................................................. 79 3.5.1 ПОСТРОЕНИЕ ЭЙЛЕРОВА ЦИКЛА ........................................................................................................... 79 3.5.2 ПОИСК ГАМИЛЬТОНОВА ЦИКЛА ........................................................................................................... 80 3.5.3 ОБХОДЫ ГРАФОВ ....................................................................................................................................... 80 3.6 РАСКРАСКА ГРАФА ...................................................................................................................................... 87 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ .................................................................................................... 95 3
Стр.3
Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка. А.Д. Александров ПРЕДИСЛОВИЕ Дискретная математика – это раздел математики, изучающий свойства дискретных структур, которые возникают как в самой математике, так и в её приложениях. Анализ школьных программ и учебных пособий по информатике и математике показал необходимость серьезной подготовки будущих учителей математики и информатики в области дискретной математики. Так, например, в школьных курсах информатики и математики нашли свое отражение вопросы, связанные с содержанием таких разделов дискретной математики как «Комбинаторный анализ» (задачи на различные способы предъявления объектов, на подсчет комбинаций, задачи на классификацию, на разрезание и перекладывание фигур и т.д., бином Ньютона), «Математическая логика» (формальный язык нулевого порядка, конечные функции, метод математической индукции), «Алгебраические системы», «Теория графов» (использование графов для описания информационных процессов, задача о кенигсбергских мостах, задача коммивояжера, задача о раскраске карт), «Теория кодирования» (алфавитное кодирование, системы счисления, криптография), «Теория алгоритмов» (элементы дескриптивной теории алгоритмов), «Теория формальных языков» (формальная система, интерпретация формальной системы). Дисциплина «Дискретная математика» включена в учебный план по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Математика и Информатик» в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Цель изучения данной дисциплины заключается в освоении способов математической деятельности на основе фундаментальных понятий и положений дискретной математики для решения задач профессиональной деятельности. Задачи:  формирование умения применять методы алгебры логики, необходимые для реализации образовательной программы;  овладение системой основных математических понятий методов теории отображений и алгебры подстановок, необходимых для реализации образовательной программы;  освоение способов применения алгоритмов теории графов для решения профессиональных задач. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  ПК-1 - способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий;  ПК-4 - способен развивать культуру мышления в процессе освоения математической деятельности на основе взаимопереходов знаковых систем. В результате изучения дисциплины обучающийся овладеет следующими компонентами компетенций: знать: − содержание разделов дискретной математики; − основную терминологию дискретной математики; − правила символьной записи математических текстов на языке дискретной математики; − исторические факты по становлению и развитию разделов дискретной математики; − способы решения различных задач на изучение дискретных математических объектов и структур для осуществления внутри модельного решения; − приложения дискретной математики для интерпретации полученного решения задач; − фундаментальные основы дискретной математики; уметь: − осуществлять и фиксировать взаимопереходы знаковых систем в процессе изучения дискретных математических объектов и структур; 4
Стр.4
− осуществлять математическое моделирование при изучении дискретных математических объектов и структур; − осуществлять математические рассуждения в процессе изучения дискретных математических объектов и структур; владеть: − умением выбирать способ представления математического текста с помощью знаковых систем в процессе изучения дискретных математических объектов и структур; − умением определять последовательность шагов для осуществления взаимопереходов знаковых систем для решения различных задач на изучение дискретных математических объектов и структур; − умением осуществлять анализ и синтез математических объектов и процедур в процессе изучения дискретных математических объектов и структур; − умением оценивать целесообразность и корректность взаимопереходов знаковых систем при решении различных задач на изучение дискретных математических объектов и структур; − умением выбирать модели и методы решения задач дискретной математики; − умением строить математические модели при решении задач дискретной математики; − умением осуществлять внутримодельное решение задачи дискретной математики; − умением оценивать и интерпретировать полученное решение задачи дискретной математики; − умением ставить цели учебной математической деятельности по изучению дискретных математических объектов и структур; − умением выбирать методы решения задач дискретной математики; − умением определять последовательность шагов для решения задачи дискретной математике на основе математических рассуждений; − умением оценивать корректность математических рассуждений при решении различных задач на изучение дискретных математических объектов и структур; иметь опыт: − осуществления взаимопереходов знаковых систем в процессе изучения дискретных математических объектов и структур; − оценки целесообразности и корректности взаимопереходов знаковых систем в процессе изучения дискретных математических объектов и структур; − построения математических моделей в процессе изучения дискретных математических объектов и структур; − оценки и интерпретации полученного решения задачи дискретной математики; − логического анализа математических объектов и процедур в процессе изучения дисциплины. Целью данного пособия является методическая поддержка проведения лекционных, практических, семинарских занятий по дисциплине «Дискретная математика». Содержание пособия ориентировано на комплексное освоение теоретических основ и практических умений по дисциплине. Пособие состоит из 3 разделов: «Алгебра логики», «Теория отображений и алгебра подстановок», «Теория графов». Каждый раздел содержит главы и параграфы с теоретическим материалом, примерами решения типовых задач, задания для самостоятельного выполнения и вопросы для самопроверки, позволяющие проверить усвоение изложенного материала. Иллюстрации и таблицы, представленные в пособии, содержат сквозную нумерацию. Представленные списки рекомендуемой литературы помогут обучающимся в изучении дисциплины, при необходимости в углублении и закреплении полученных знаний. Данное учебно-методическое пособие, в силу его содержательных и структурных особенностей, может быть полезным учителям, обучающимся высших учебных заведений и колледжей (в первую очередь – педагогических), обучающимся старших классов и всем, кто интересуется дискретной математикой. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ