Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483632)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Социальные корни русской поэзии от символистов до наших дней

0   0
Первый авторПолянский Валериан
Страниц6
ID9470
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Полянский, В. Социальные корни русской поэзии от символистов до наших дней : Статья / В. Полянский .— 1925 .— 6 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Валерьян Полянский Социальные корни русской поэзии от символистов до наших дней Антология русской лирики первой четверти XX века М., "Амирус", 1991 OCR Бычков М. Н. <...> В этом отношении большой интерес представляет "поэзия". <...> {Слово поэзия в ковычках, так как оно берется нами в силу установившейся традиции вместо слова стихотворения, что, конечно, не верно. <...> После разгрома героической "Народной Воли", деятели которой покрыты неувядаемой славой, наступила эпоха жесточайшей реакции, когда все, напоминавшее живую свободную мысль, беспощадно душилось самодержавным сапогом. <...> Революционная мысль пришла к убеждению, что народничество, как философскосоциологическая система, как практическое движение, захватившее широкие массы, потерпело крах и не в нем искать спасения. <...> Часть интеллигенции, выбитая из колеи, беспомощно стояла пред загадкою жизни, занимаясь проповедью малых дел и самоусовершенствованием в духе учения Л. Толстого <...> Когда революционная интеллигенция отбывала каторгу, томилась в Шлиссельбурге и Петропавловке, оставшаяся в живых чахлая интеллигенция оправдывала свое затхлое существование реакционной философией: Вот жизнь, вот этот сфинкс! <...> . Маленькая часть революционной интеллигенции, спасшаяся от разгрома за границей, в лице Плеханова, Аксельрода, Засулич, Дейча, обратила свой взор, все свое внимание на развитие капитализма, на рабочий класс" Завязались жестокие литературные бои между марксизмом и народничеством. <...> И русская мысль повернулась от деревни к городу, от крестьянства к рабочему классу. <...> Надо, однако, заметить, что как в политике, социологии и философии, несмотря на быстрый и пышный расцвет марксизма, захватывавшего молодую интеллигенцию, еще живы были народнические традиции, укреплявшиеся в позорно погибшей партии социалистов-революционеров, так и в искусстве, в литературе не было идеологического единства. <...> И естественно, что на ряду <...>
Социальные_корни_русской_поэзии_от_символистов_до_наших_дней.pdf
Валерьян Полянский Социальные корни русской поэзии от символистов до наших дней Антология русской лирики первой четверти XX века М., "Амирус", 1991 OCR Бычков М. Н. Русская литература всегда была ярким выразителем общественно-экономических смен и настроений русского общества. Таковой она осталась и до сего дня. Последние пятьдесят лет дают богатейший и интереснейший материал, в котором, как в зеркале, ясно отразилось все развитие нашей российской действительности. В этом отношении большой интерес представляет "поэзия". {Слово поэзия в ковычках, так как оно берется нами в силу установившейся традиции вместо слова стихотворения, что, конечно, не верно.} * * * Событие 1-го марта 1881 года кладет резкую грань в развитии русской общественной мысли. После разгрома героической "Народной Воли", деятели которой покрыты неувядаемой славой, наступила эпоха жесточайшей реакции, когда все, напоминавшее живую свободную мысль, беспощадно душилось самодержавным сапогом. В передовом обществе, главным образом, конечно, среди революционномыслящей интеллигенции, началась переоценка ценностей. Революционная мысль пришла к убеждению, что народничество, как философскосоциологическая система, как практическое движение, захватившее широкие массы, потерпело крах и не в нем искать спасения. Часть интеллигенции, выбитая из колеи, беспомощно стояла пред загадкою жизни, занимаясь проповедью малых дел и самоусовершенствованием в духе учения Л. Толстого. Другая часть засасывалась в тине мещанства уездной России, теряла политические и нравственные традиции прошлого поколения, жила без всяких устоев, разлагалась, спивалась. Когда революционная интеллигенция отбывала каторгу, томилась в Шлиссельбурге и Петропавловке, оставшаяся в живых чахлая интеллигенция оправдывала свое затхлое существование реакционной философией: Вот жизнь, вот этот сфинкс! Закон ее -- мгновенье. И нет среди людей такого мудреца, Кто б мог сказать толпе -- куда ее движенье, Кто мог бы уловить черты ее лица. Поэтому "и в мир фантазии умчимся",-В тот чудный мир, где нет ни жгучих слез, ни муки, Где красота, любовь, забвенье и покой; Пусть насладимся мы без дум и размышленья. (Надсон). Маленькая часть революционной интеллигенции, спасшаяся от разгрома за границей, в лице Плеханова, Аксельрода, Засулич, Дейча, обратила свой взор, все свое внимание на развитие капитализма, на рабочий класс" Завязались жестокие литературные бои между марксизмом и народничеством. Марксизм победил. Плеханов, Ленин, Струве, Туган-Барановский и другие преодолели последнего
Стр.1