Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 685162)
Контекстум

Отечественная литература: основные этапы развития

0   0
АвторыПелихова Алена Анатольевна, Андреева Светлана Васильевна, Чимбеева Зоригма Доржиевна, Юрченко Ольга Олеговна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц101
ID945057
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено в рамках гранта Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова по гуманитарным наукам «Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи (на примере творчества народного поэта Гунги Чимитова)» и составлено на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров очного отделения Института педагогики и психологии Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова. Содержит необходимый теоретический минимум, перечень практических занятий, материалы для промежуточного контроля, методические рекомендации для студентов. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (c двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и русский язык».
Кем рекомендованоЭСУ БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
ISBN978-5-9793-2063-2
УДК378 (075.8):82
ББК83.3(2=Рус)я73
Отечественная литература: основные этапы развития / А.А. Пелихова, С.В. Андреева, З.Д. Чимбеева, О.О. Юрченко .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2025 .— 101 с. — ISBN 978-5-9793-2063-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/945057 (дата обращения: 03.12.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отечественная_литература_основные_этапы_развития.pdf
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Учебно-методическое пособие Улан-Удэ 2025
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА» ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Рекомендовано Экспертным советом университета в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова 2025 1
Стр.2
УДК 378 (075.8):82 ББК 83.3(2=Рус)я73 О-82 Утверждено Экспертным советом университета Протокол № 3 от 14 ноября 2025 г. Книга подготовлена в рамках инициативного научного исследования БГУ им. Д. Банзарова 01/01 – «Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи (на примере творчества народного поэта Гунги Чимитова)» Рецензенты М. Д. Данчинова кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, БГУ им. Д. Банзарова М. Р. Санданова кандидат филологических наук, преподаватель, Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта О-82 Отечественная литература: основные этапы развития: учебно-методическое пособие / составители А. А. Пелихова, С. В. Андреева, О. О. Юрченко, З. Д. Чимбеева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова, 2025. – 100 с. ISBN 978-5-9793-2063-2 Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках гранта Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова по гуманитарным наукам «Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи (на примере творчества народного поэта Гунги Чимитова)» и составлено на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров очного отделения Института педагогики и психологии Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова. Содержит необходимый теоретический минимум, перечень практических занятий, материалы для промежуточного контроля, методические рекомендации для студентов. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (c двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и русский язык». УДК 378 (075.8):82 ББК 83.3(2=Рус)я73 © А. А. Пелихова, С. В. Андреева, О. О. Юрченко, З. Д. Чимбеева, составление, 2025 ISBN 978-5-9793-2063-2 2 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2025
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное издание представляет собой учебно-методическое пособие для дисциплины «История отечественной литературы» в рамках реализации образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль подготовки «Начальное образование и русский язык» очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. В программе курса отражены наиболее значительные явления истории отечественной литературы с точки зрения традиционного литературоведения. Так, раздел «История русской литературы ХVШ века» ставит цель выявить уникальность и самобытность русской литературы ХVШ века; определить колоссальное влияние словесного искусства ХVШ века на последующие эпохи; помочь студентам открыть красоту трудных для восприятия современного читателя текстов ХVШ столетия. Раздел «История русской литературы XIX века» является самым объемным в системе изучения истории русской литературы XIX века. Предметом его изучения является классическая картина мира русской литературы этого периода. Настоящая программа курса сохраняет блок базовых знаний по специальности и также учитывает тенденции современного литературоведения в отношении ряда понятий, стереотипов и схем историко-литературного процесса второй трети XIX века. В курсе обеспечивается преемственность указанных разделов с древнерусской литературой. Дисциплина «История отечественной литературы» относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока 1 в структуре ОП. Планируемые результаты освоения образовательной программы: ПК-1 - Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач ПК-1.1 - Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета) ПК-2 - Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность ПК-2.2 - Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору) ПК-3 - Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов ПК-3.1 - Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.) Цель дисциплины: сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте, воспитание чувства уважения к уникальному духовному опыту, который отражен в произведениях русской классики, а также умения использовать полученные знания в процессе коммуникации в устной и письменной формах на русском языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - этапы историко-литературного процесса, закономерности и особенности развития литературы, этапы эволюции наиболее продуктивных жанровых систем и творческих стилей. 3
Стр.4
- творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике; - содержание и художественные особенности произведений; - историко-литературную терминологию, позволяющую адекватно анализировать произведения; уметь: - анализировать эпические, лирические, драматические произведения; - характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; - пользоваться научной и справочной литературой; Владеть навыками: - литературоведческого анализа художественных текстов; - самостоятельного исследования литературного произведения. Основной задачей настоящего учебно-методического пособия является обобщение большого количества научной и учебной информации по отечественной литературе, представленной в отдельных учебниках и учебных пособиях в соответствии с периодами ее развития. Что мы имеем в виду под понятием «история литературы»? Что является содержанием литературного процесса в его исторической протяжённости? Знаменитые обзоры Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года» и др. - одна из первых попыток представить особенности и закономерности литературного развития того или иного периода отечественной литературы, т.е. особенности и закономерности литературного процесса. Термином «литературный процесс» обозначается историческое существование литературы, ее функционирование и эволюция как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации. Ю. Тынянов в статье «О литературной эволюции» употребил термин «эволюция литературного ряда» как один из вариантов терминологического обозначения понятия «литературный процесс», сложное единство противоречивых, но взаимосвязанных элементов. Конечно, история литературы связана с развитием общества, с историей общественной жизни, философскими, этическими, социальными идеями различных эпох. Однако у искусства (и литературы в том числе) есть свои внутренние, автономные законы развития. Вряд ли случайно, например, что юность всех национальных литератур связана в первую очередь с поэтическими жанрами, что XIX век практически во всех европейских литературах оказался веком романа. С этой позиции историю литературы можно рассматривать как историю эволюции и смены художественных направлений и форм. Подобный подход, на наш взгляд, наиболее оптимален в случае, когда надо вместить большой объем информации в относительно малое количество отведенных для этой дисциплины часов. Конечно, речь идёт не о сугубо формальном процессе. Эволюция и смена художественных форм – процесс глубоко содержательный. Он тесно связан с жизненным укладом общества, его культурным уровнем, эстетическими вкусами, понятиями и представлениями людей, состоянием общественной психологии. Курс русской литературы изучается на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов и завершается зачетом и экзаменом. Пособие имеет следующую структуру: пояснительная записка, рабочая программа дисциплины, фонд оценочных средств, теоретические материалы по разделам, опирающихся на основные этапы развития русской литературы, и глоссарий. 4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. Древнерусская литература РАЗДЕЛ 2. Своеобразие национальной концепции литературы XVIII в. РАЗДЕЛ 3. Особенности русской литературы XIX в. РАЗДЕЛ 4. Отечественная литература рубежа веков и ХХ в. Бурятская литература второй половины ХХ в. на примере творчества Гунги Чимитова МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ГЛОССАРИЙ 3 5 5 26 40 70 78 85 90 91 92 99
Стр.100

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически