Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 685162)
Контекстум

Анализ художественного произведения. В помощь школьникам и студентам: как написать исследовательскую работу по литературоведению. (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБалашова Елена Анатольевна
АвторыКаргашин Игорь Алексеевич, Пак Надежда Идюновна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц358
ID943577
АннотацияВ учебном пособии подробно рассмотрены вопросы теории литературы и поэтики художественного текста. В первой части представлены образцы анализа важнейших аспектов произведения (художественный мир, хронотоп, роды и жанры, субъектная организация, мотивы и лейтмотив, интертекстуальные связи). Во второй части содержатся советы и методические рекомендации для выполнения письменных научных работ, представляемых на творческие конкурсы по литературоведению.
Кому рекомендованоДля студентов-филологов, учащихся школ, научных руководителей творческих работ.
ISBN978-5-9765-3374-5
УДК82(075.3/8)
ББК83+72я73
Балашова, Е. А. Анализ художественного произведения. В помощь школьникам и студентам: как написать исследовательскую работу по литературоведению. : учебное пособие / И. А. Каргашин, Н. И. Пак; Е. А. Балашова .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 358 с. — ISBN 978-5-9765-3374-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/943577 (дата обращения: 03.12.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Анализ_художественного_произведения._В_помощь_школьникам_и_студентам_как_написать_исследовательскую_работу_по_литературоведению..pdf
УДК 82(075.3/8) ББК 83+72я721/73 Б20 Рецензенты: д-р филол. наук, проф. кафедры литературы Московского педагогического государственного университета Е.В. Николаева; д-р филол. наук, зав. кафедрой литературы и журналистики Смоленского государственного университета И.В. Романова Б20 Балашова Е.А. Анализ художественного произведения. В помощь школьникам и студентам: как написать исследовательскую работу по литературоведению [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.А. Балашова, И.А. Каргашин, Н.И. Пак. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 360 с. ISBN 978-5-9765-3374-5 В учебном пособии подробно рассмотрены вопросы теории литературы и поэтики художественного текста. В первой части представлены образцы анализа важнейших аспектов произведения (художественный мир, хронотоп, роды и жанры, субъектная организация, мотивы и лейтмотив, интертекстуальные связи). Во второй части содержатся советы и методические рекомендации для выполнения письменных научных работ, представляемых на творческие конкурсы по литературоведению. Для студентов-филологов, учащихся школ, научных руководителей творческих работ. УДК 82(075.3/8) ББК 83+72я73 ISBN 978-5-9765-3374-5 © Балашова Е.А., Каргашин И.А., Пак Н.И., 2018 © Издательство «ФЛИНТА», 2018 2
Стр.2
Содержание От авторов ........................................................................................................6 Часть 1. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ .......................................... 7 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ......................................................................................9 Литературоведение как наука ........................................................................9 Уровни словесного произведения ................................................................ 11 Предметно-образный уровень ...............................................................14 Речевой уровень (художественная речь) ..............................................29 Композиция .............................................................................................37 Субъектная организация художественного текста .....................................45 Интертекстуальные связи произведения ....................................................59 Жанр ...............................................................................................................65 Авторская позиция (идея художественная) ................................................76 Анализ эпического и драматического произведений ................................78 Анализ лирического стихотворения ............................................................88 ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА .................................................................................101 Художественный мир произведения .........................................................101 Формы психологизма в древнерусских повестях ..............................101 «...Великий лад с окружающим...»: проза Михаила Тарковского ......109 Поэтика хронотопа ......................................................................................121 Волга как символ русского бытия в романе И.А. Гончарова «Обрыв» ................................................................................................121 3
Стр.3
Родовая природа текста ..............................................................................128 Лирический эпос Юрия Казакова .......................................................128 Литературные жанры ..................................................................................144 Поэтика пейзажной лирики .................................................................144 Тип повествователя как жанрообразующий фактор (на примере жанра хождения по святым местам в литературе XII, XIX—XX вв.) ................................................................................162 Современная идиллия ..........................................................................175 Субъектная организация текста .................................................................186 Поэтическое многоголосие в лирике Инны Кабыш ..........................186 Автор и рассказчик в малой прозе В. Шукшина ...............................195 Сопоставительный анализ произведений .................................................204 «Погоня» Ф. Глинки и «Погоня» В. Высоцкого ................................204 «Казачья колыбельная» в истории русской поэзии ...........................213 Мотивы и лейтмотив ...................................................................................225 Стихи В. Набокова о России: поэтика реконструкции .....................225 Символика света в прозе Б.К. Зайцева ...............................................236 Интертекстуальные связи ...........................................................................256 Роль цитаты в рассказе Ю.П. Казакова «Плачу и рыдаю» ...............256 Часть 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ....263 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ .......................................................................................................265 Оформление работы ....................................................................................267 Библиография ..............................................................................................270 Представление текстового материала .......................................................273 Объем работы ..............................................................................................278 Сбор материала ...........................................................................................279 Проблема плагиата ......................................................................................291 Процесс защиты работы на очном туре ....................................................292 Презентация .................................................................................................292 4
Стр.4
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ КОНКУРСАНТАМИ ....................................................................................294 Выбор темы конкурсной работы ...............................................................294 Работа с введением .....................................................................................323 Общий ход работы ......................................................................................332 Работа с заключением .................................................................................351 О стиле и грамматических ошибках в работах школьников ...................354 Ответ на жалобы руководителей ...............................................................356 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически