Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 619177)
Контекстум

Психология (5000,00 руб.)

0   0
АвторыТарасов С. В., Безгодова С. А., Васильева С. В. и др., Тарасов С. В., Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена
ИздательствоМ.: Просвещение
Страниц417
ID941399
АннотацияПредлагаемый учебник представляет собой систематическое введение в современное психологическое знание, ориентированное на формирование мировоззрения и профессионального самосознания будущих учителей и работников сферы культуры и образования. Подготовленный коллективом авторов РГПУ им. А. И. Герцена, учебник охватывает широкий спектр тем, связанных с психологией в образовательной деятельности. Учебник включает разделы, посвящённые предмету психологической науки, исследованию психического потенциала человека как субъекта образовательного процесса, а также психологии социального взаимодействия в образовании. Особое внимание уделяется психологии развития, психологическим проблемам в педагогической деятельности и роли учителя как субъекта профессиональной деятельности. Важными аспектами являются также психология образовательной деятельности в цифровой среде и психолого-педагогическая поддержка учащихся в кризисных ситуациях. Эти темы способствуют глубокому пониманию взаимодействия психологии и образования, что делает учебник незаменимым ресурсом для студентов педагогических вузов, стремящихся к профессиональному росту и развитию в своей области.
Кем рекомендованоАссоциацией развития педагогического образования в качестве учебника для студентов, обучающихся по УГСН «Образование и педагогические науки»
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки.
ISBN978-5-09-126298-8 (электр. изд.)
УДК159.9(075.8)
ББК88я73
Психология : учебник для обучающихся в высш. учеб. заведениях по пед. направлениям подготовки / С.В. Тарасов, С.А. Безгодова, С.В. Васильева; ред. С.В. Тарасов; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена .— Москва : Просвещение, 2025 .— 417 с. : ил. — (Учебник для педагогов будущего поколения России) .— Изд. в pdf-формате. - Авт. указаны на обороте тит. л. — ISBN 978-5-09-119510-1 (печ. изд.) .— ISBN 978-5-09-126298-8 (электр. изд.) .— URL: https://rucont.ru/efd/941399 (дата обращения: 08.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология._Учебник_для_обучающихся_в_высших_учебных_заведениях_по_педагогическим_направлениям_подготовки.pdf
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена УЧЕБНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ ПСИХ ОГИ Б Учебник для обучающихся в высших учебных заведениях по педагогическим направлениям подготовки Под редакцией доктора педагогических наук, профессора, академика РАО С. В. ТАРАСОВА Москва «Просвещение» 2025 . . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.2
ББК 88я73УДК 159.9(075.8) П88 Серия «Учебник для педагогов будущего поколения России» основана в 2024 году. Рекомендован Ассоциацией развития педагогического образования в качестве учебника для студентов, обучающихся по УГСН «Образование и педагогические науки» С. В. Тарасов — д-р пед. наук, канд. психол. наук, проф., академик Российской академии образования; С. А. Безгодова — канд. психол. наук, доц.; С. В. Васильева — канд. психол. наук, доц.; Ю. Е. Гусева — канд. психол. наук, доц.; А. В. Микляева — д-р психол. наук, доц.; Ю. С. Пежемская — канд. психол. наук, доц.; Н. Л. Сомова — канд. психол. наук, доц.; Е. Н. Ундуск — канд. психол. наук, доц.; Я. В. Чежина — канд. психол. наук, доц.; Е. В. Юркова — канд. психол. наук, доц. Издание выходит в pdf-формате. Авторский коллектив: д-ра пед. наук, проф., канд. психол. наук, проф., академика Российской академии образования С. В. Тарасова; канд. психол. наук, доц. С. А. Безгодовой; д-ра психол. наук, доц. А. В. Микляевой. Под редакцией д-р. психол. наук, заместитель директора по научной работе Института психологии Российской академии наук А. В. Махнач; д-р. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского С. М. Шингаев. Рецензенты: П88 Психология : учебник для обучающихся в высших учебных заБ ведениях по педагогическим направлениям подготовки : издание в pdf-формате / С. В. Тарасов, С. А. Безгодова, С. В. Васильева [и др.] ; под ред. С. В. Тарасова. — Москва : Просвещение, 2025. — 416 с. : ил. — (Учебник для педагогов будущего поколения России). ISBN 978-5-09-126298-8 (электр. изд.). — Текст : электронный. ISBN 978-5-09-119510-1 (печ. изд.). Предлагаемый учебник представляет собой систематическое введение в современное психологическое знание, ориентированное на формирование мировоз - зрения и профессионального самосознания будущих учителей и работников сферы культуры и образования. Подготовленный коллективом авторов РГПУ им. А. И. Герцена, учебник охватывает широкий спектр тем, связанных с психологией в образовательной деятельности. Учебник включает разделы, посвящённые предмету психологической науки, исследованию психического потенциала человека как субъекта образовательного процесса, а также психологии социального взаимодействия в образовании. Особое внимание уделяется психологии развития, психологическим проблемам в педагогической деятельности и роли учителя как субъекта профессиональной деятельности. Важными аспектами являются также психология образовательной деятельности в цифровой среде и психолого-педагогическая поддержка учащихся в кризисных ситуациях. Эти темы способствуют глубокому пониманию взаимодействия психологии и образования, что делает учебник незаменимым ресурсом для студентов педагогических вузов, стремящихся к профессиональному росту и развитию в своей области. ББК 88я73УДК 159.9(075.8) ISBN 978-5-09-126298-8 (электр. изд.) ISBN 978-5-09-119510-1 (печ. изд.) . © АО «Издательство «Просвещение», 2025 © Художественное оформление. AO «Издательство «Просвещение», 2025 Все права защищены . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.3
Содержание Предисловие .................................... 4 Раздел 1. Введение в психологию ................... 8 Основные понятия раздела .......................... 1.1. Предмет психологической науки ................. 27 8 8 1.2. Методы психологии ............................ 19 1.3. Человек как субъект образовательной деятельности Вопросы педагогу-психологу .................... 35 Зачем учителю психологические знания? ......... 35 Где проходит граница между профессиональной компетентностью учителя и профессиональной компетентностью психолога? .................. 36 Контрольные вопросы к разделу ..................... 39 Практические задания к разделу ..................... 39 Список основной литературы к разделу ............... 44 Б Раздел 2. Психический потенциал человека как субъекта образовательной деятельности .......... 45 Основные понятия раздела .......................... 45 2.1. Понятие о психическом потенциале и его структуре 48 2.2. Компоненты психического потенциала и учет закономерностей их функционирования в образовательном процессе ......................... 51 2.2.1. Познавательный потенциал человека ............ 51 2.2.2. Личностный потенциал человека ............... 81 Вопросы педагогу-психологу .................... 116 Как стимулировать познавательную мотивацию учащихся? .................................... 116 Как помочь учащемуся преодолеть экзаменационный стресс? ...................... 117 Как работать с учащимися с выученной беспомощностью? ............................. 118 . Содержание © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» 411 .
Стр.412
Как работать с учащимися с СДВГ? ............. 120 Как работать с неадекватной самооценкой учащегося? ................................... 121 Контрольные вопросы к разделу ..................... 122 Практические задания к разделу ..................... 123 Список основной литературы к разделу ............... 124 Раздел 3. Психология социального взаимодействия в образовании ................................... 125 Основные понятия раздела .......................... 125 3.1. Социализация личности в образовании ............ 125 3.2. Психология общения и межличностных отношений субъектов образования ............................. 135 3.3. Психология группового и межгруппового взаимодействия в образовательном процессе ........... 159 Вопросы педагогу-психологу .................... 167 Что такое коммуникативная компетентность педагога? Какие техники и приемы общения помогут педагогу? ............................. 167 Б Как взаимодействовать с родителями учащихся? 171 Как научить учащихся конструктивно общаться с учителями и сверстниками? .................. 173 Как правильно прививать социально одобряемые ценности? .................................... 174 Что такое медиация и зачем навыки медиации учителю? .................................... 174 Контрольные вопросы к разделу ..................... 175 Практические задания к разделу ..................... 176 Список основной литературы к разделу ............... 177 Раздел 4. Психология развития человека в образовании ................................... 178 Основные понятия раздела .......................... 178 4.1. Понятие о психическом развитии и его закономерностях ............................. 179 . . 412 © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Содержание
Стр.413
4.2. Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза и их учет в образовательном процессе ........................ 185 Младенчество и раннее детство ...................... 186 Дошкольный возраст ............................... 188 Младший школьный возраст ........................ 192 Подростковый возраст .............................. 201 Юношеский возраст ................................ 208 Взрослость и зрелость .............................. 213 4.3. Развивающие возможности моделей и технологий обучения в современном образовании ................. 216 4.4. Актуальные проблемы психологии развития учащихся в системе образования ..................... 226 Вопросы педагогу-психологу .................... 233 Как работать с одаренными учащимися? ......... 233 Как работать с инфантильными детьми? ........ 235 Как учить взрослых? .......................... 238 Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей и подростков ................................. 240 Б Контрольные вопросы к разделу ..................... 242 Практические задания к разделу ..................... 243 Список основной литературы к разделу ............... 246 Раздел 5. Психологические проблемы в педагогической деятельности ..................... 248 Основные понятия раздела .......................... 248 5.1. Психологическая характеристика педагогической деятельности ..................................... 249 5.2. Психологические проблемы педагогической деятельности и возможности их разрешения ........... 256 Вопросы педагогу-психологу .................... 267 Что делать с детьми, систематически нарушающими дисциплину? ..................... 267 Что делать с неуспевающими учащимися? ........ 268 . Содержание © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» 413 .
Стр.414
Что делать, если в классе учится ребенок с ограниченными возможностями здоровья? ....... 274 Как правильно взаимодействовать с детьми группы риска и как осуществлять профилактику девиантного поведения? ........................ 276 Контрольные вопросы к разделу ..................... 278 Практические задания к разделу ..................... 279 Список основной литературы к разделу ............... 280 Раздел 6. Психология учителя как субъекта профессиональной деятельности .................... 281 Основные понятия раздела .......................... 281 6.1. Социально-психологические характеристики и профессионально значимые качества педагога ........ 282 6.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности ..................................... 295 6.3. Возможности профессионального развития и профессиональные риски в педагогической деятельности ..................................... 302 Б Вопросы педагогу-психологу .................... 306 Как избежать профессионального выгорания? ..... 306 Как избежать профессиональной деформации? .... 309 Что такое личностные ресурсы и как их сохранить 312 Контрольные вопросы к разделу ..................... 314 Практические задания к разделу ..................... 315 Список основной литературы к разделу ............... 316 Раздел 7. Психология образовательной среды ........ 318 Основные понятия раздела .......................... 318 7.1. Понятие и структура образовательной среды ....... 319 7.2. Психология безопасной образовательной среды ..... 327 7.3. Психологическое благополучие субъектов образования ...................................... 338 Вопросы педагогу-психологу ........................ 342 Как помочь учащемуся адаптироваться к новой образовательной организации? ...................... 342 . . 414 © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Содержание
Стр.415
Что делать, если в классе травля? .................. 343 Контрольные вопросы к разделу ..................... 346 Практические задания к разделу ..................... 346 Список основной литературы к разделу ............... 348 Раздел 8. Психология образовательной деятельности в цифровой среде ................................ 349 Основные понятия раздела .......................... 349 8.1. Особенности цифровой среды как образовательного пространства ..................................... 349 8.2. Цифровые трансформации психического потенциала субъектов образования ............................. 352 8.3. Трансформации педагогического взаимодействия в цифровой среде .................................. 367 Вопросы педагогу-психологу ........................ 369 Как осуществлять профилактику интернет-зависимости у учащихся? ................. 369 Как организовать эффективное дистанционное обучение? ........................................ 370 Контрольные вопросы к разделу ..................... 371 Практические задания к разделу ..................... 372 Список основной литературы к разделу ............... 373 Б Раздел 9. Психолого-педагогическая поддержка учащихся в кризисных ситуациях .................. 374 Основные понятия раздела .......................... 374 9.1. Общие принципы психолого-педагогической поддержки учащихся в кризисных ситуациях .......... 374 9.2. Технологии психолого-педагогической поддержки учащихся в кризисных ситуациях .................... 381 Контрольные вопросы к разделу ..................... 394 Практические задания к разделу ..................... 395 Список основной литературы к разделу ............... 396 Список литературы ............................... 397 . . Содержание © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» 415
Стр.416

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически