Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 477168)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

К характеристике Белинского

0   0
Первый авторПогодин Михаил Петрович
Страниц4
ID9380
Аннотация(Справка с объяснением)
Кому рекомендованоКритика
Погодин, М.П. К характеристике Белинского : Статья / М.П. Погодин .— 1873 .— 4 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. "Гражданин", No 9, 1873 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/grazh/1873/26febN9.htm "Основанiе христiанскаго ученiя есть любовь, или то живое, трепетное проникновенiе въ вѣчныя истины бытiя, какъ явленiя Духа Божiя, которое наполняетъ душу человѣка неизрѣченнымъ, безконечнымъ блаженствомъ. <...> Но до такого духовнаго погруженiя въ таинственную сущность источника и виновника бытiя -- Бога, до такого живаго и трепетнаго проникновенiя въ вѣчныя истины бытiя, невозможно дойти чрезъ посредство слабаго, ограниченнаго и конечнаго разсудка человѣческаго, который, куда ни оглянется, -- вездѣ видитъ одни противорѣчiя, и, безсильный примирить ихъ, -- или отчаявается познать истину, или принимаетъ за истину свои призрачныя, ложныя заключенiя. <...> Нѣтъ, не разсудкомъ, холоднымъ и ограниченнымъ, дается познанiе евангельской истины, выше которой нѣтъ истины въ мiрѣ, но благодатiю, которою вдохновляетъ Духъ Божiй Свое слабое созданiе, чтобы прiобщить его къ Своей вѣчной жизни и сдѣлать его органомъ и тимпаномъ Своей славы... <...> Да, только тотъ постигалъ и чувствовалъ въ себѣ откровенiе вѣчныхъ тайнъ бытiя, только тотъ вкусилъ отъ безсмертнаго хлѣба божественной истины, -- кто отрекался отъ самаго себя, отъ своихъ личныхъ интересовъ, кто погружался въ сущность Божества до уничтоженiя своей личности, и свою личность, какъ жертву, добровольно приносилъ Богу... <...> Не возмутится душа его и потерею кровныхъ и ближнихъ: разлука съ ними будетъ для него залогомъ свиданiя въ новомъ, лучшемъ бытiи, на новой землѣ и подъ новымъ небомъ... <...> Онъ знаетъ, потому что любитъ: ибо любовь есть высшее знанiе...Онъ знаетъ: цѣлый яко голубь, онъ мудръ, яко змiй, ибо за страданiя, за жертву, за борьбу съ сомнѣнiями разсудка, за вѣру, которая не оставляла его и среди сомнѣнiй, -- ему дана высшая мудрость, высшее знанiе. <...> Но повторяемъ: это знанiе не принадлежитъ человѣ <...>
К_характеристике_Белинского.pdf
Къ характеристикѣ Бѣлинскаго. (Справка съ объясненiемъ). "Гражданин", No 9, 1873 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/grazh/1873/26febN9.htm "Основанiе христiанскаго ученiя есть любовь, или то живое, трепетное проникновенiе въ вѣчныя истины бытiя, какъ явленiя Духа Божiя, которое наполняетъ душу человѣка неизрѣченнымъ, безконечнымъ блаженствомъ. Но до такого духовнаго погруженiя въ таинственную сущность источника и виновника бытiя -- Бога, до такого живаго и трепетнаго проникновенiя въ вѣчныя истины бытiя, невозможно дойти чрезъ посредство слабаго, ограниченнаго и конечнаго разсудка человѣческаго, который, куда ни оглянется, -- вездѣ видитъ одни противорѣчiя, и, безсильный примирить ихъ, -- или отчаявается познать истину, или принимаетъ за истину свои призрачныя, ложныя заключенiя. Нѣтъ, не разсудкомъ, холоднымъ и ограниченнымъ, дается познанiе евангельской истины, выше которой нѣтъ истины въ мiрѣ, но благодатiю, которою вдохновляетъ Духъ Божiй Свое слабое созданiе, чтобы прiобщить его къ Своей вѣчной жизни и сдѣлать его органомъ и тимпаномъ Своей славы... Да, только тотъ постигалъ и чувствовалъ въ себѣ откровенiе вѣчныхъ тайнъ бытiя, только тотъ вкусилъ отъ безсмертнаго хлѣба божественной истины, -- кто отрекался отъ самаго себя, отъ своихъ личныхъ интересовъ, кто погружался въ сущность Божества до уничтоженiя своей личности, и свою личность, какъ жертву, добровольно приносилъ Богу... Только тотъ воскреснетъ въ Богѣ, кто умретъ въ Немъ... Вѣчная жизнь достигается путемъ смерти, путемъ уничтоженiя... А благость дается только тому, кто, смиривъ порывы буйнаго разсудка съ корнемъ вырвавъ изъ сердца своего сѣмена гордости и самообольщенiя, билъ себя въ грудь и повторялъ съ мытаремъ: грѣшенъ, Господи, отпусти мнѣ грѣхи мои! Да, только тотъ прозрѣетъ и просвѣтлѣетъ и возблаженствуетъ въ трепетномъ сознанiи истины всѣхъ истинъ, кто, распростертый передъ Крестомъ, въ таинственный часъ полуночи, молясь, плача и рыдая, взывалъ къ невидимому Свидѣтелю нашихъ тайныхъ помышленiй: вѣрую, Господи, помози моему невѣрiю! И тогда кончится брань духа съ плотiю, кончится борьба истины со страстями, просвѣтлѣетъ страдальческое лицо избранника кроткимъ свѣтомъ тихой и безмятежной радости, той свѣтлой радости, которая питаетъ, не пресыщая, крѣпитъ, не обременяя, той безконечной радости, отъ которой кротко движется духъ, не волнуясь мятежно, видитъ даль безъ границъ, глубину безъ дна -- и не возмущается страхомъ; въ сердцѣ своемъ ощутитъ онъ ту безмятежную тишину, въ которой слышатся отдаленные хоры ангеловъ, тотъ священный сумракъ, сквозь который сiяетъ заря безсмертiя, и тусклымъ, таинственнымъ мерцанiемъ своимъ сулитъ вѣчное успокоенiе, потому что его сердце сдѣлается уже храмомъ Божiимъ, гдѣ величiе размѣровъ и благолѣпiе украшенiй возвышаетъ и укрѣпляетъ духъ, а не подавляетъ его, гдѣ тишина не пугаетъ духа своимъ мертвымъ безмолвiемъ, а настроиваетъ его къ торжественности и благоговѣнiю, какъ провозвѣстница таинственнаго присутствiя Вездѣсущаго... И укрѣпитъ Богъ слабое творенiе Свое, и не будетъ въ немъ больше страха, любовь побѣдитъ и изгонитъ страхъ... И кончатся его ежедневныя заботы и опасенiя за свой грядущiй день, за свое настоящее и будущее счастiе, за свои личные и конечные интересы: пусть будетъ мрачно небо надъ его головою, пусть бушуютъ вѣтры и раздаются громы, -- они не заглушатъ для него голоса Бога, не прервутъ его собесѣдованiя съ нимъ въ молитвѣ; -- онъ никогда не забудетъ, что онъ сынъ Бога живаго, что у него есть Отецъ, Который хранитъ его Своею любовiю и безъ воли Котораго не спадетъ и волосъ съ головы его; -- а такъ какъ эта воля свята и справедлива, то съ любовiю и безъ страха онъ подвергнется всѣмъ ея опредѣленiямъ... Не устрашитъ его и мысль о смерти: не отвратительный скелетъ уничтоженiя, а свѣтлаго ангела успокоенiя увидитъ онъ въ ней... Не возмутится душа его и потерею кровныхъ и ближнихъ: разлука съ ними будетъ для него залогомъ свиданiя въ новомъ, лучшемъ бытiи, на новой землѣ и подъ новымъ небомъ... Въ колыбеляхъ и могилахъ будутъ видѣться ему волны великаго океана бытiя: волна гонитъ волну, волна смѣняетъ волну -- волны проходятъ и исчезаютъ, а океанъ все такъ же великъ и глубокъ, и такъ же живетъ и движется на своемъ бездонномъ, необъятномъ ложѣ, -- а въ его кристалѣ все такъ же торжественно отражается лучезарное солнце, и все такъ же колышется и трепещетъ ночное небо, усыпанное мiрiадами звѣздъ, -- а тѣ звѣзды своимъ таинственнымъ блескомъ какъ будто говорятъ о новыхъ мiрахъ, гдѣ также приходятъ и приходятъ волны бытiя, можетъ быть, уже прошедшiя здѣсь... "Да, истиннный христiанинъ есть тотъ, для кого на землѣ нѣтъ уже страданiя, нѣтъ грѣха, нѣтъ
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически