Жданов В. Подолинский // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 9. -М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 35-36.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-0351.htm
Андрей Иванович [1806-1886] - поэт. Р. в дворянской семье, воспитывался в Благородном
пансионе при С.-Петербургском ун-те. Занимал должность почтового чиновника. Лирика П. явилась
выражением настроений тех групп дворянства 20-30-х гг., к-рые, не приемля нарождающейся
буржуазной культуры, охотно романтизировали старину, прибегали к мистике и мифологии. Ранние
поэмы П. - "Див и Пери" (СПБ, 1827) и "Борский" (СПБ, 1829) - носят явные следы зависимости от
Пушкина и Баратынского; они легко укладываются в схему байронической поэмы 20-х годов. Однако
уже в первой из них мифологический сюжет используется для построения отвлеченной схемы "добра и
зла" путем противопоставления кроткой Пери мрачному и озлобленному Диву, демонические черты крого
получают дальнейшее развитие в образе Борского. Последний носит все внешние признаки
романтического героя: он "страстями жаркими измучен" и "рано жизнью утомлен", ему ненавистно
общество, его тянет к природе. Но в нем нет и следа того духа протеста, стремления к "свободе", к-рые
характерны для аналогичных героев Пушкина и особенно Лермонтова. Мрачная поза разочарованного в
жизни "молодого человека" есть не больше как дань духу времени, за к-рой скрывается идея П. о
святости и нерушимости дворянской морали: причина всех несчастий и трагической гибели Борского -
нарушение им воли его отца. Тот же смысл имеет поэма "Нищий" (СПБ, 1830); ее герой, поднявший руку
на своего брата, несет заслуженное наказание и забытый всеми погибает.
В поэмах П. рассказ преобладает над показом, характеры героев очерчены слабо и
невыразительно, сюжет рыхл, иногда чрезмерно растянут и скучен. Однако легкий звучный стих,
хороший язык и "модное" настроение обеспечивали П. значительный успех в эстетствующих кругах
русского дворянства. В 30-х гг. П. культивировал жанр небольшого лирического стихотворения. Сонет,
стансы, мелодия - излюбленная форма, в которой он выражал настроения неопределенной грусти,
пассивной созерцательности, пантеистического преклонения перед природой и т. п. Самые названия
стихотворений П. ("Безнадежность", "Предчувствие", "Отвержение", "Сомнение") подтверждают мысль
Добролюбова о том, что "эфирность, фантазия составляют самую сущность его поэзии".
В 1871 П. пишет ряд стихотворений, направленных против Парижской коммуны ("Во время
Парижской коммуны", "Пора!"), в которых возмущается поведением "легкомысленного народа" -
парижского пролетариата, называет его "зверской толпой" и т. д. Собрание стихотворений П., вышедшее
в 60-х гг., встретило резкое осуждение со стороны революционно-демократического лагеря.
Библиография: I. Повести и мелкие стихотворения, 2 чч., СПБ, 1837; Сочинения, 2 чч., СПБ, 1860;
Воспоминания А. Подолинского, "Русский архив", 1872, кн. III-IV; Автобиография, портрет и 46
неизданных стихотворений, "Русская старина", 1885, I.
II. Добролюбов Н. А., Сочинения А. Подолинского, "Современник", 1860, IV (и в "Полном собр.
сочин." Добролюбова, т. II, Гослитиздат, [М.], 1935); "Русское слово", 1860, IV; Киевский С., Последний
из пушкинской плеяды, "Русский вестник", 1886, I; Витберг Ф., А. И. Подолинский, "Русский
биографический словарь", т. Плавильщиков - Примо, СПБ, 1905 (здесь же обширная библиография).
Стр.1