Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483149)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Опыт о просвещении относительно к России

0   0
Первый авторПнин Иван Петрович
Страниц18
ID9338
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Пнин, И.П. Опыт о просвещении относительно к России : Статья / И.П. Пнин .— 1804 .— 18 с. — Публицистика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иван Пнин Опыт о просвещении относительно к России Иван Пнин. <...> Сочинения М., Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934 Классики революционной мысли домарксистского периода Под общей редакцией И. А. Теодоровича Вступительная статья и редакция И. К. Луппола Подготовка к печати и комментарии В. Н. Орлова Оригинал в библиотеке ImWerden L`instruction doit etre modifee selon la nature du gouvernement qui regit le peuple. <...> Если бы творец миров, как говорит великий Эйлер, восхотел в безмерном пространстве небес возжечь новое светило, то лучи его не прежде бы достигли до нас, как по прошествии нескольких лет. <...> Равным образом светильник просвещения, благотворительною рукою мудрого законодателя возженный, не прежде лучезарным сиянием своим может озарить моральную сферу, как в течение продолжительных времен. <...> Управлять же народом значит пещись о нем, значит наблюдать правосудие, сохранять законы, поощрять трудолюбие, награждать добродетель, распространять просвещение, подкреплять церковь, соглашать побуждения чести с побуждениями пользы, -- словом, созидать общее благо и к сему единственному предмету желаний гражданина, посредством начертанных для того правил, постановленного порядка и мудрой деятельности, открыть всем свободный путь. <...> Петр Великий, сей бессмертный монарх, отец отечества, между всеми своими неусыпными в пользу народа попечениями, учреждением сената, дарованием прав сему верховному судилищу, явил равномерно истинный дух законодательства, и Россия, с сей толико славной для нее эпохи, получив определенный род правления, поступила в число монархических европейских держав. <...> Ежели мы видим человека, вредящего самому себе, предпочитающего зло добру, то должны заключить, что он обманывается, что воображение его заблуждает, что страсти его вовлекают в оное. <...> Следовательно, во всех своих мыслях, страстях, деяниях чает человек по мере своего просвещения <...>
Опыт_о_просвещении_относительно_к_России.pdf
Иван Пнин Опыт о просвещении относительно к России Иван Пнин. Сочинения М., Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934 Классики революционной мысли домарксистского периода Под общей редакцией И. А. Теодоровича Вступительная статья и редакция И. К. Луппола Подготовка к печати и комментарии В. Н. Орлова Оригинал в библиотеке ImWerden L`instruction doit etre modifee selon la nature du gouvernement qui regit le peuple. J. A. Charted {*} Блаженны те государи и те страны, где гражданин, имея свободу мыслить, может безбоязненно сообщать истины, заключающие в себе благо общественное! {**} {* Воспитание должно быть согласовано с природой власти, управляющей народом.Шапталь. ** Эпиграф этот взят из самого "Опыта о просвещении", -- см. ниже, стр. 159 -- Ред.} В ЧЕМ СОСТОЯТЬ ДОЛЖНО ИСТИННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ? Если бы творец миров, как говорит великий Эйлер, восхотел в безмерном пространстве небес возжечь новое светило, то лучи его не прежде бы достигли до нас, как по прошествии нескольких лет. Равным образом светильник просвещения, благотворительною рукою мудрого законодателя возженный, не прежде лучезарным сиянием своим может озарить моральную сферу, как в течение продолжительных времен. И так будущие веки должны служить зерцалом для настоящих дел законодателя. Творческий дух его непременно преноситься должен в сию глубокую отдаленность, в сей мысленный мир, и тщательно исследовать, какое влияние настоящие предприятия его произвести могут на племена будущие. Россия, со времен Рюрика, множество имела обладателей. Каждый из них более или менее напечатлел на оной свое могущество, и история с довольною точностию представляет нам как все оттенки оного, так и грубость тогдашних времен. Россия имела многих обладателей, но правителей мало. Повелевать и управлять при первом взгляде, кажется, означают одно и тоже, но в существенных действиях своих весьма между собою различны. Можно повелевать государством, не управляя оным; ибо власть самодержавия, истекая из единой воли, редко какую-либо цель предполагающей, зависит почти всегда от расположений духа действующей особы. Управлять же народом значит пещись о нем, значит наблюдать правосудие, сохранять законы, поощрять трудолюбие, награждать добродетель, распространять просвещение, подкреплять церковь, соглашать побуждения чести с побуждениями пользы, -- словом, созидать общее благо и к сему единственному предмету желаний гражданина, посредством начертанных для того правил, постановленного порядка и мудрой деятельности, открыть всем свободный путь. И потому Домитианы и Калигулы повелевали Римом, но Ликурги и Солоны управляли Спартою и Афинами. Из истории сих великих законодателей ясно видеть можно, сколь законы, примененные к нравственности и духу народа, соглашенные с климатом и местными обстоятельствами, бывают прочны,
Стр.1