Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 614204)
Контекстум

Вспомогательные исторические дисциплины (290,00 руб.)

0   0
Первый авторУсков Игорь Юрьевич
АвторыРодионова Дарья Дмитриевна, Кемеровский государственный институт культуры
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц216
ID926044
АннотацияВ учебном пособии раскрывается универсальный характер вспомогательных исторических дисциплин в системе гуманитарного знания, показана их роль как в критике исторических источников, так и в практике музейного дела Учебное пособие рекомендовано для обучающихся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также для всех интересующихся проблемами методики исторических исследований.
Кем рекомендованоРекомендовано Учебно-методическим советом Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе направлений и специальностей 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» в качестве учебного пособия для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки: «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Кому рекомендованоРекомендовано для обучающихся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также для всех интересующихся проблемами методики исторических исследований.
ISBN978-5-8154-0690-2
УДК908(075.8)
ББК63.2я73
Усков, И. Ю. Вспомогательные исторические дисциплины : учебное пособие по направлению подготовки "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, профилю "Культурный туризм и экскурсионный туризм" / Д. Д. Родионова; Кемеровский государственный институт культуры; И. Ю. Усков .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2024 .— 216 с. : ил. — Библиогр.: с. 184-197. — ISBN 978-5-8154-0690-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/926044 (дата обращения: 23.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вспомогательные_исторические_дисциплины.pdf
УДК 908(075.8) ББК 63.2я73 У75 Утверждено на заседании кафедры музейного дела 29.09.2023 г., протокол № 2. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета информационных, библиотечных и музейных технологий 29.09.2023 г., протокол № 1 Рецензенты: Коновалов Александр Борисович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»; Полякова Елена Александровна, доктор исторических наук, профессор, проректор на научной работе и международным связям ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры» Усков, И. Ю. У75 Вспомогательные исторические дисциплины : учебное пособие по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профилю «Культурный туризм и экскурсионный туризм» / И. Ю. Усков, Д. Д. Родионова ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2024. – 216 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0690-2 В учебном пособии раскрывается универсальный характер вспомогательных исторических дисциплин в системе гуманитарного знания, показана их роль как в критике исторических источников, так и в практике музейного дела Учебное пособие рекомендовано для обучающихся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также для всех интересующихся проблемами методики исторических исследований. УДК 908(075.8) ББК 63.2я73 ISBN 978-5-8154-0690-2 © Усков И. Ю., Родионова Д. Д., 2024 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2024 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Целью учебного пособия «Вспомогательные исторические дисциплины» является формирование теоретических знаний и практических навыков комплексного использования методик вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) применительно к историческому источнику и практике музейного дела. С музейным делом вспомогательные исторические дисциплины, будучи субдисциплинами источниковедения, связаны, прежде всего, своей практической функцией. Уже этап комплектования фондов сопряжен с изучением и интерпретацией источников (будущих музейных предметов), определением их ценности, исходя из профиля музейного учреждения. Выявление специфики различных типов музейных предметов предполагает их источниковедческое изучение (атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию). Учебное пособие направлено на формирование следующих компетенций: – способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; – способность применять современные методы исследования в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия. Учебное пособие состоит из пяти глав. В первой главе «Вспомогательные исторические дисциплины в системе гуманитарного знания» представлены теоретико-методологические основы курса и история развития дисциплин. В контексте данного направления рассматриваются такие дисциплины, как дипломатика, с появлением которой связано оформление критического метода в историческом познании, и филателия с ее неопределенным среди исследователей статусом. В основу второй главы «Письменная культура России» положен материал об истории письма в России, что является предметным полем палеографии и сопредельных дисциплин (эпиграфики и кодикологии). Без приобретения навыка прочтения отечественных рукописных памятников XI–XVIII вв. невозможны любые другие формы работы с данным корпусом источников. 3
Стр.3
В третьей главе «Методы атрибуции предметов материальной культуры» рассмотрены традиционные вспомогательные исторические дисциплины, объектом изучения которых являются отдельные виды вещественных и изобразительных источников знакового характера, – сфрагистика, геральдика, нумизматика, фалеристика и бонистика. Значение данных дисциплин в практике музейного дела особенно значимо, так как основу музейных собраний составляют вещественные и изобразительные источники, обладающие более выраженными аттрактивными и экспрессивными свойствами, чем письменные. Четвертая глава «Время и пространство: фундаментальные величины гуманитарного знания» посвящена источникам, позволяющим поместить исторические процессы во времени и в пространстве. Данные источники являются предметом изучения исторической хронологии, исторической метрологии и исторической географии (а также тесно связанного с ней раздела ономастики – топонимики). Пятая глава «Источниковедческие проблемы наук о человеке» посвящена генеалогии и близкому ей разделу ономастики – антропонимике. В целях организации самостоятельной работы студентам предлагаются контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы. В приложение включены иллюстративные и справочные материалы. В комплексе вспомогательных исторических дисциплин архивоведение и археография традиционно выделяются в отдельную группу дисциплин. В Кемеровском государственном институте культуры преподавание данных дисциплин в рамках общего курса «Вспомогательные исторические дисциплины» выделено в отдельный модуль, и им будет посвящено отдельное учебное пособие. 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………... 3 Глава 1. Вспомогательные исторические дисциплины в системе гуманитарного знания……………………………………………………..... 5 §1.1. Постижение истории……………………………………………….. 5 § 1.2 Вспомогательные исторические дисциплины: путь от критики источника к универсальному разделу знаний………………………….. 14 Глава 2. Письменная культура России………………………………….. 31 § 2.1. Предметное поле палеографии и сопредельных дисциплин.……. 31 § 2.2. Основные проблемы возникновения славянской письменности... 36 § 2.3. Развитие кириллического письма………………………………… 41 Глава 3. Методы атрибуции предметов материальной культуры…….. 57 § 3.1. Источники эмблематического характера………………………… 57 § 3.2. Двуглавый орел: из истории государственного символа России... 73 § 3.3. Денежный счет в России………………………………………….. 81 Глава 4. Время и пространство: фундаментальные величины гуманитарного знания……………………………………………………………. 98 § 4.1. Историческая география…………………………………………... 98 § 4.2. Историческая хронология…………………………………………. 104 § 4.3. Древнерусское летосчисление и календарный счет…………….. 120 § 4.4. Историческая метрология…………………………………………. 127 Глава 5. Источниковедческие проблемы наук о человеке.…………..... 136 § 5.1. Генеалогия как форма исторической памяти…………………….. 136 § 5.2. Основы теории генеалогии……………………………………….... 141 § 5.3. Методика генеалогических исследований……………………….. 158 § 5.4. Историческая антропонимика……………………………………..... 172 Заключение………………………………………………………………... 183 Список использованной и рекомендуемой литературы……………….... 184 Приложения……………………………………………………………….. 198 Приложение 1. Формирование современного русского алфавита…….. 198 Приложение 2. Древнерусские эпиграфические памятники…………... 201 Приложение 3. Водяные знаки русской бумаги XVIII в………………. 205 Приложение 4. Определение дня недели юлианского и григорианского календарей……………………………………………………………... 206 Приложение 5. Пасхальные таблицы: Круги Луны. Вруцелета. Определение даты православной Пасхи……………………………………… 208 Приложение 6. Эволюция русских мер измерений…………………….. 212 215
Стр.215

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически