Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 615406)
Контекстум

Искусство народного пения: словарь хормейстера (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСтенюшкина Татьяна Сергеевна
АвторыДемина Татьяна Зиновьевна, Кемеровский государственный институт культуры
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц135
ID926039
АннотацияСловарь содержит профессиональные термины и определения, адресован студентам, будущим руководителям народно-певческих коллективов разных исполнительских форм. В словарь включены материалы по дисциплинам направления «Искусство народного пения». Словарь окажет помощь в освоении системы знаний профессиональных дисциплин, организации самостоятельной работы студентов, будет способствовать формированию комплекса компетенций, необходимых в практической деятельности руководителя народно-певческого коллектива.
Кем рекомендованоРекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК и размещению на сайте «Электронная образовательная среда КемГИК» по web-адресу http://edu.kemguki.ru/ 16.02.2024 г., протокол № 4.
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение»
ISBN978-5-8154-0699-5
УДК784(038)
ББК85.314я2
Стенюшкина, Т. С. Искусство народного пения: словарь хормейстера : учебный словарь. Направление подготовки: 53.03.04 "Искусство народного пения". Профиль: "Хоровое народное пение". Квалификация (степень) выпускника: "Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель" / Т. З. Демина; Кемеровский государственный институт культуры; Т. С. Стенюшкина .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2024 .— 135 с. — ((Культуросфера)) .— Библиогр.: с. 132-133. — ISBN 978-5-8154-0699-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/926039 (дата обращения: 01.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Искусство_народного_пения_словарь_хормейстера.pdf
УДК 784(038) ББК 85.314я2 С79 Утвержден на заседании кафедры народного хорового пения КемГИК 16.02.2024 г., протокол № 5. Рекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК и размещению на сайте «Электронная образовательная среда КемГИК» по web-адресу http://edu.kemguki.ru/ 16.02.2024 г., протокол № 4. Рецензенты: Щербакова Ольга Семеновна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор и заведующий кафедрой народного хорового пения ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул; Мороз Татьяна Ивановна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства С79 Искусство народного пения: словарь хормейстера : учебный словарь для студентов, обучающихся по нап авлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Т. С. Стенюшкина, Т. З. Демина ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : КемГИК, 2024. – 135 с. – Текст : непосредственФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово Стенюшкина, Т. С., Демина, Т. З. ный. ISBN 978-5-8154-0699-5 Словарь содержит профессиональные термины и определения, адресован студентам, будущим руководителям народно-певческих коллективов разных исполнительских форм. В словарь включены материалы по дисциплинам направления «Искусство народного пения». Словарь окажет помощь в освоении системы знаний профессиональных дисциплин, организации самостоятельной работы студентов, будет способствовать формированию комплекса компетенций, необходимых в практической деятельности руководителя народно-певческого коллектива. УДК784(038) ББК 85.314я2 ISBN 978-5-8154-0699-5 4 © Т. С. Стенюшкина, Т. З. Демина, 2024 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2024
Стр.4
ОТ АВТОРОВ На современном этапе народно-певческое исполнительство является частью русской музыкальной культуры наряду с другими видами искусств. Русская народная музыка хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения и национального характера, поэтому в исполнительстве важным является сохранение связи прошлого и настоящего, так как оно включает в себя традиционное и новое, подвержено тенденциям постоянного обновления. Хормейстерам с современным мировоззрением для постижения основ народно-певческого исполнительства необходимо владеть всем комплексом определений специальных терминов и понятий, связанных с общими музыкальными знаниями, основами хорового искусства, песенным фольклором, освоение которых происходит через изучение особенностей традиционного исполнения, основ управления певческим коллективом и методик работы с ним. Становление народно-певческого исполнительства началось с середины XIX века, с организации первого профессионального народного хора, который состоял из мужчин и мальчиков и исполнял песни в традициях русского подголосочного пения. Его организатором и руководителем был выдающийся певец-самородок, хоровой дирижер и музыкальный педагог, собиратель и исполнитель народных песен И. Е. Молча́нов (1809(17)–1881). И. Е. Молчанов, не знавший нот, разработал собственную графическую методику записи мелодий («тактой и знаками»), которая обозначала характер движения напева, ритмические особенности, паузы, динамические оттенки, деление текста и мелодии на фразы. Популяризация русской народной песни и творчества славянских народов в России и за рубежом было главной целью жизни хорового дирижера, певца, собирателя народных песен, мецената Д. А. Агре́нева-Славя́нского (1834(36)– 5
Стр.5
1908). В 1868 году им был организован хор «Славянская капелла», который исполнял песни славянских народов в обработках и гармонизации руководителя, произведения русских композиторов. Его вклад в историю народно-певческого исполнительства состоял также в издании сборников народных песен: «Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями в 3 частях» (1887); «Русские песни и песни южных и западных славен» (1879–1889); «Сборник песен, исполняемых в народных концертах Д. А. Агренева-Славянского, собранных в России и славянских землях» (1896); «Вечера пения Д. А. Агренева-Славянского» (1896). В то же самое время был создан народный экспериментальный студийный хор из тридцати оперных хористов и народных певцов, исполняющий подлинные образцы песен, рожденные народной импровизацией. Его создателем был П. И. Богатыре́в (1849–1908), выдающийся для своего времени оперный певец и исполнитель русских народных песен. В 1919 году П. Г. Ярко́в (1875–1945), исполнитель и собиратель русских народных песен, организовал хор из крестьян Бронницкого уезда Московской губернии, основной целью которого было сохранение лучших образцов народного музыкального творчества, подмосковного стиля исполнения песен. В 1925 году хор стал профессиональным московским хором. В течение 24 лет хор П. Г. Яркова был носителем и пропагандистом подмосковной русской народной песни и многоголосного песенного строя, его репертуар и манера исполнения представляли собой этнографическую ценность, так как передавали стиль, все музыкальные и поэтические особенности, характерные для традиционного артельного пения. Коллектив имел свой особый стиль исполнения, который выражался в том, что певцы все время импровизировали и создавали новый вариант многоголосия. 6
Стр.6
Учебное издание Стенюшкина Татьяна Сергеевна, Демина Татьяна Зиновьевна ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ: СЛОВАРЬ ХОРМЕЙСТЕРА Учебный словарь Редактор Н. Ю. Мальцева Дизайн обложки О. В. Лобановой Компьютерная верстка Я. А. Сорокиной Подписано в печать 25.06.2023. Формат 60х841 Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 5,1. Усл. печ. л. 7,8. Тираж 550 экз. Заказ № 22. /16 _______________________________________________________ Издательство КемГИК: 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17. Тел. 73-45-83. E-mail: izdat@kemguki.ru 135 .
Стр.135

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически