УДК 784(038)
ББК 85.314я2
С79
Утвержден на заседании кафедры народного хорового пения
КемГИК 16.02.2024 г., протокол № 5.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета
музыкального искусства КемГИК и размещению на сайте
«Электронная образовательная среда КемГИК» по web-адресу
http://edu.kemguki.ru/ 16.02.2024 г., протокол № 4.
Рецензенты:
Щербакова Ольга Семеновна, кандидат педагогических наук,
профессор, профессор и заведующий кафедрой народного хорового пения
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры»,
г. Барнаул;
Мороз Татьяна Ивановна, кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства
С79 Искусство народного пения: словарь хормейстера :
учебный словарь для студентов, обучающихся по нап
авлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения»,
профиль «Хоровое народное пение» / Т. С. Стенюшкина,
Т. З. Демина ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово
: КемГИК, 2024. – 135 с. – Текст : непосредственФГБОУ
ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово
Стенюшкина, Т. С., Демина, Т. З.
ный.
ISBN 978-5-8154-0699-5
Словарь содержит профессиональные термины и определения, адресован студентам,
будущим руководителям народно-певческих коллективов разных исполнительских форм.
В словарь включены материалы по дисциплинам направления «Искусство народного пения».
Словарь окажет помощь в освоении системы знаний профессиональных дисциплин,
организации самостоятельной работы студентов, будет способствовать формированию
комплекса компетенций, необходимых в практической деятельности руководителя народно-певческого
коллектива.
УДК784(038)
ББК 85.314я2
ISBN 978-5-8154-0699-5
4
© Т. С. Стенюшкина, Т. З. Демина, 2024
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2024
Стр.4
ОТ АВТОРОВ
На современном этапе народно-певческое исполнительство
является частью русской музыкальной культуры наряду
с другими видами искусств. Русская народная музыка хранит
в себе традиции, идущие от мировоззрения и национального
характера, поэтому в исполнительстве важным является
сохранение связи прошлого и настоящего, так как оно включает
в себя традиционное и новое, подвержено тенденциям
постоянного обновления. Хормейстерам с современным мировоззрением
для постижения основ народно-певческого исполнительства
необходимо владеть всем комплексом определений
специальных терминов и понятий, связанных с общими
музыкальными знаниями, основами хорового искусства,
песенным фольклором, освоение которых происходит через
изучение особенностей традиционного исполнения, основ
управления певческим коллективом и методик работы с ним.
Становление народно-певческого исполнительства началось
с середины XIX века, с организации первого профессионального
народного хора, который состоял из мужчин
и мальчиков и исполнял песни в традициях русского подголосочного
пения. Его организатором и руководителем был
выдающийся певец-самородок, хоровой дирижер и музыкальный
педагог, собиратель и исполнитель народных песен
И. Е. Молча́нов (1809(17)–1881). И. Е. Молчанов, не знавший
нот, разработал собственную графическую методику записи
мелодий («тактой и знаками»), которая обозначала характер
движения напева, ритмические особенности, паузы, динамические
оттенки, деление текста и мелодии на фразы.
Популяризация русской народной песни и творчества
славянских народов в России и за рубежом было главной
целью жизни хорового дирижера, певца, собирателя народных
песен, мецената Д. А. Агре́нева-Славя́нского (1834(36)–
5
Стр.5
1908). В 1868 году им был организован хор «Славянская капелла»,
который исполнял песни славянских народов в обработках
и гармонизации руководителя, произведения русских
композиторов. Его вклад в историю народно-певческого исполнительства
состоял также в издании сборников народных
песен: «Описание русской крестьянской свадьбы с текстом
и песнями в 3 частях» (1887); «Русские песни и песни южных
и западных славен» (1879–1889); «Сборник песен, исполняемых
в народных концертах Д. А. Агренева-Славянского,
собранных в России и славянских землях» (1896); «Вечера
пения Д. А. Агренева-Славянского» (1896).
В то же самое время был создан народный экспериментальный
студийный хор из тридцати оперных хористов
и народных певцов, исполняющий подлинные образцы песен,
рожденные народной импровизацией. Его создателем
был П. И. Богатыре́в (1849–1908), выдающийся для своего
времени оперный певец и исполнитель русских народных песен.
В
1919 году П. Г. Ярко́в (1875–1945), исполнитель и собиратель
русских народных песен, организовал хор из крестьян
Бронницкого уезда Московской губернии, основной целью
которого было сохранение лучших образцов народного музыкального
творчества, подмосковного стиля исполнения
песен. В 1925 году хор стал профессиональным московским
хором. В течение 24 лет хор П. Г. Яркова был носителем
и пропагандистом подмосковной русской народной песни
и многоголосного песенного строя, его репертуар и манера
исполнения представляли собой этнографическую ценность,
так как передавали стиль, все музыкальные и поэтические
особенности, характерные для традиционного артельного
пения. Коллектив имел свой особый стиль исполнения, который
выражался в том, что певцы все время импровизировали
и создавали новый вариант многоголосия.
6
Стр.6
Учебное издание
Стенюшкина Татьяна Сергеевна,
Демина Татьяна Зиновьевна
ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ:
СЛОВАРЬ ХОРМЕЙСТЕРА
Учебный словарь
Редактор Н. Ю. Мальцева
Дизайн обложки О. В. Лобановой
Компьютерная верстка Я. А. Сорокиной
Подписано в печать 25.06.2023. Формат 60х841
Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 5,1. Усл. печ. л. 7,8.
Тираж 550 экз. Заказ № 22.
/16
_______________________________________________________
Издательство КемГИК: 650056, г. Кемерово,
ул. Ворошилова, 17. Тел. 73-45-83.
E-mail: izdat@kemguki.ru
135
.
Стр.135