Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 497808)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Д. И. Писарев

0   0
Первый авторБельчиков
Страниц10
ID9201
АннотацияОб авторе (Писарев Дмитрий Иванович).
Кому рекомендованоОб авторе
Бельчиков, Н.Ф. Д. И. Писарев : Статья / Н.Ф. Бельчиков .— 1940 .— 10 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Здесь на первых порах он сблизился с кружком молодежи, увлекавшейся "чистой" наукой, настроенной консервативно и сторонившейся прогрессивной общественности. <...> В связи с ухудшением материального положения семьи, он вынужден был искать заработок. <...> Один год журнальной работы принес больше пользы моему умственному развитию, - говорит он, - чем два года усиленных занятий в университете и в библиотеках... <...> Статьи и рецензии Писарева, помещенные в этом журнале, не выходили за пределы весьма умеренно-либерального направления. <...> Сотрудничество в этом журнале пробудило самостоятельную мысль Писарева, толкнуло его на путь интенсивных размышлений и переоценки привычных представлений. <...> Лето 1859 года было для меня временем умственного кризиса, рассказывает он в своих воспоминаниях, - когда пришлось читать и обдумывать читанное с практической целью, тогда мысль получила толчок, которого действия и последствия я не мог ни предвидеть, ни рассчитать... <...> Умственный рост сопровождается болезнями так же, как рост физический. <...> По мнению Писарева, "эмансипация личности и уважение к ее самостоятельности является последним продуктом позднейшей цивилизации". <...> Писарев призывает литературу "бить в одну точку; она должна всеми своими силами эмансипировать человеческую личность от тех разнообразных стеснений, которые налагают на нее робость собственной мысли, предрассудки касты, авторитет предания, стремление к общему идеалу". <...> Борьба Писарева за эмансипацию личности была направлена своим острием против феодально-крепостнических порядков и традиций. <...> Однако, в отличие от Чернышевского, он не связывал эмансипацию личности с социалистическим переустройством общества. <...> Его проповедь эмансипации личности .в эту пору направлялась также и против якобы тех стеснений, которые налагаются на человека "стремлением к общему идеалу". <...> На первых порах Писарев не понимал всей глубины и значения общественно-ролитической борьбы, происходившей <...>
Д._И._Писарев.pdf
Н. Ф. Бельчиков Д. И. Писарев ---------------------------------------------------------------------------Д. И. Писарев. Литературно-критические статьи. Избранные Вступительная статья, комментарии, примечания и редакция Н. Ф. Бельчикова Государственное издательство "Художественная литература", М., 1940 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------1 Знаменитый критик и публицист Дмитрий Иванович Писарев родился 2/14 октября 1840 года в с. Знаменском, Орловской губернии в небогатой помещичьей семье. Мальчик рано стал проявлять способности: четырех лет он бегло читал по-русски и "как маленький парижанин" говорил по-французски. Домашние - среди них главную роль заботу о сыне - стремились дать ему играла мать, проявлявшая большую типично дворянское воспитание, в результате которого из него должен был бы, по их намерениям, получиться благовоспитанный и преуспевающий помещик или чиновник. Эту же задачу преследовала и столичная гимназия, в которую Писарев поступил в 1852 г. Все было направлено к тому, чтобы он "шел путем самого благовоспитанного юноши". В 1856 г. Писарев поступил на филологический факультет Петербургского университета. Здесь на первых порах он сблизился с кружком молодежи, увлекавшейся "чистой" наукой, настроенной консервативно и сторонившейся прогрессивной общественности. В письмах 1857-1858 гг. к матери и любимой им кузине Р. А. Кореневой он часто говорит о своей мечте стать ученым, держать магистерский экзамен, занять кафедру. "Наука, истина, свет, деятельность, развитие так и кувыркались у меня в голове, - вспоминал позднее Писарев об этом порыве посвятить себя служению науке, - и это кувырканье казалось мне ужасно плодотворным, хотя из него ничего не выходило, да и выйти ничего не могло. Хочу служить науке, хочу быть полезным, возьмите мою жизнь и сделайте из нее что-нибудь полезное для науки. Восторгу было много, смыслу мало". Писарев вскоре оказался "полезным", но только не в области науки, а на поприще журналистики. В связи с ухудшением материального положения семьи, он вынужден был искать заработок. В конце 1858 г. ему было поручено вести библиографический отдел в журнале для девиц "Рассвет". Писарев увлекся работой, стал много читать и изучать, а главное - совсем порвал с тлетворным влиянием кружка, отгородившегося от живой жизни в ограниченной сфере чисто научных интересов. "Один год журнальной работы принес больше пользы моему умственному развитию, - говорит он, - чем два года усиленных занятий в университете и в библиотеках... Библиография моя насильно вытащила меня из закупоренной переход доставил мне греховное удовольствие, которого я не мог скрыть ни от самого себя, ни от других". Направление журнала "Рассвет" Писарев позднее иронически определил как "сладкое, но приличное". Статьи и рецензии Писарева, помещенные в этом журнале, не выходили за пределы весьма Это были статьи и рецензии талантливого, несамостоятельного юноши, не затронутого влиянием умеренно-либерального направления. но еще незрелого и (революционных и социалистических идей, пропагандировавшихся Чернышевским и Добролюбовым. В будущем непримиримый враг теории искусства для искусства, Писарев, сотрудник "Рассвета", вслед за другими сторонниками этой теории повторяет: "Творчество с заранее задуманной целью составляет явление незаконное. Истинный поэт стоит выше житейских интересов". Сотрудничество в этом журнале пробудило самостоятельную мысль Писарева, толкнуло его на путь интенсивных размышлений и переоценки привычных представлений. "Лето 1859 года было для меня временем умственного кризиса, - рассказывает он в своих воспоминаниях, - когда пришлось читать и обдумывать читанное с практической целью, тогда мысль получила толчок, которого действия и последствия я не мог ни предвидеть, ни рассчитать... В этом царстве мысли живется светло и весело; но период перехода и умственной борьбы тяжел и мучителен. Умственный рост сопровождается болезнями так же, как рост физический. У меня напряжение ума во время переходной борьбы было кельи на свежий воздух, в этот
Стр.1