Репников Александр Витальевич
Российские консерваторы о социализме
События, происходившие в России после февраля 1917г. были восприняты
большинством русских традиционалистов как национальная катастрофа. <...> В период происходившего в России революционного слома всех традиционных
отношений только немногие мыслители прогнозировали скорое подавление революционной
стихии ею же порожденным цезаризмом, и уж, конечно, мало кто вспоминал те
пессимистические прогнозы, относительно будущего России, которые были сделаны
консервативными интеллектуалами на рубеже веков. <...> П.Б.Струве считал,
что идеи К.Н.Леонтьева нельзя напрямую замыкать на конкретные политические события,
поскольку они должны рассматриваться в метафизически - мистическом ключе: “Успехи
“демократии” не опровергают философских идей Леонтьева, и успехи “фашизма” их не
подтверждают”2. <...> Не знаешь иногда, кто это говорит - Леонтьев, или
гитлеровский оратор, или русский младоросс”4. <...> Находившийся под сильным влиянием идей Н.Я.Данилевского о
цикличности развития, и близкий по ряду своих положений К.Н.Леонтьеву, Н.В.Устрялов
считал, “что из всех политических групп, выдвинутых революцией, лишь большевизм, при
всех пороках своего тяжелого и мрачного быта, смог стать действительным русским
правительством, лишь он один, по слову К.Леонтьева <...> В то же время в советской историографии отношение консерваторов к социализму
рассматривалось через политическую призму, что зачастую не допускало никаких полутонов
в толковании проблемы. <...> Определенный перелом наметился после выхода на Западе ряда
исследований, в которых утверждалось, наличие единых антизападнических тенденций,
объединяющих и самодержавную и советскую Россию. <...> Своеобразным символом этой
традиции в глазах зарубежных исследователей стал Н.Я.Данилевский. <...> Одним из первых,
указавших <...>
Российские_консерваторы_о_социализме.pdf
Репников Александр Витальевич
Российские консерваторы о социализме
События, происходившие в России после февраля 1917г. были восприняты
большинством русских традиционалистов как национальная катастрофа. Это ощущение еще
более усилилось после прихода большевиков к власти. “Русь слиняла в два дня. Самое
большее - в три... Что же осталось-то? Странным образом - буквально ничего” - писал в
ноябре 1917 г. В.В.Розанов в “Апокалипсисе нашего времени”1. Эсхатологические
настроения в тот период тесно соседствовали с извечным русским мессианством. При этом
рассмотрение политических событий через призму Апокалипсиса было присуще не только
консервативным, но и либеральным мыслителям, примером чему является известный
сборник «Из глубины».
В период происходившего в России революционного слома всех традиционных
отношений только немногие мыслители прогнозировали скорое подавление революционной
стихии ею же порожденным цезаризмом, и уж, конечно, мало кто вспоминал те
пессимистические прогнозы, относительно будущего России, которые были сделаны
консервативными интеллектуалами на рубеже веков. Оказавшись в эмиграции,
представители различных мировоззренческих направлений принялись заново перечитывать
наследие русской консервативной мысли. Н.А.Бердяев, П.Б.Струве, С.Л.Франк,
В.В.Зеньковский - обратились к наследию К.Н.Леонтьева, наполняя его размышления о
социализме новым смыслом. Именно в эмигрантской среде был сформирован образ
Леонтьева - пророка. Н.А.Бердяев писал о нем, как о человеке, предвидевшем не только
мировую революцию, но и мировую войну, а также появление фашизма. П.Б.Струве считал,
что идеи К.Н.Леонтьева нельзя напрямую замыкать на конкретные политические события,
поскольку они должны рассматриваться в метафизически - мистическом ключе: “Успехи
“демократии” не опровергают философских идей Леонтьева, и успехи “фашизма” их не
подтверждают”2. С.Л.Франк увидел в К.Н.Леонтьеве человека обладавшего “гениальным
прозрением” и сумевшего предсказать “предстоящую коммунистическую революцию в
России”3.
Характерно появление за рубежом публикаций, в которых идеи русских монархистов
пытались соединить с идеологическими постулатами большевизма и фашизма. Так, в 1932 г.
поэт Г.В.Иванов утверждал: ” Совпадение политических теорий Леонтьева с “практикой“
современности прямо поразительно. Не знаешь иногда, кто это говорит - Леонтьев, или
гитлеровский оратор, или русский младоросс”4.
К консервативному наследию обращались и идеологи сменовеховства Н.В.Устрялов и
Ю.В.Ключников. Находившийся под сильным влиянием идей Н.Я.Данилевского о
цикличности развития, и близкий по ряду своих положений К.Н.Леонтьеву, Н.В.Устрялов
считал, “что из всех политических групп, выдвинутых революцией, лишь большевизм, при
всех пороках своего тяжелого и мрачного быта, смог стать действительным русским
правительством, лишь он один, по слову К.Леонтьева, “подморозил” загнивавшие воды
революционного разлива...”5. На наличие определенной преемственности между идеями
Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева и евразийцев указывал В.В.Зеньковский, по мнению
которого, всех их объединяло неприятие западных ценностей и вера в особую миссию
России.
В то же время в советской историографии отношение консерваторов к социализму
рассматривалось через политическую призму, что зачастую не допускало никаких полутонов
в толковании проблемы. Определенный перелом наметился после выхода на Западе ряда
исследований, в которых утверждалось, наличие единых антизападнических тенденций,
объединяющих и самодержавную и советскую Россию. Своеобразным символом этой
традиции в глазах зарубежных исследователей стал Н.Я.Данилевский. Одним из первых,
Стр.1
указавших на типологическую близость концептуальных построений Н.Я.Данилевского и
марксистской идеологии, был американский исследователь Г.Кон. Для него критика Запада
Н.Я.Данилевским и И.В.Сталиным была идентичной. Правда, по Данилевскому, Запад
должен был потерпеть поражение в столкновении со славянской идеей, а по Сталину в
столкновении с социалистической идеей. “Данилевский был глубоко убежден, как и Сталин
семьюдесятьюпятью годами позже, что русский народ преследует идеалы, противоположные
воинственному и плутократическому духу Запада. Данилевский и Сталин были едины в
одном фундаментальном убеждении: они рассматривали Россию как олицетворение
демократии и социальной справедливости”6.
Еще дальше пошел американский исследователь Р.Мак-Мастер, считавший, что
Данилевский был основателем тоталитарной философии, а “его доктрина была опасной и
вредной, типологически схожей с идеями предшественников Сталина и Гитлера”7.
Выход на Западе ряда монографических исследований, посвященных русскому
консерватизму, и затрагивающих, в частности, мировоззрение Н.Я.Данилевского,
К.Н.Леонтьева и К.П.Победоносцева потребовал адекватного ответа от советских
исследователей.
С конца 60-х годов в отечественной историографии возрождается интерес к
разработке тематики русского консерватизма. При этом нельзя было обойти и отношение
консерваторов к социализму. Так, например, по поводу взглядов К.Н.Леонтьева, говорилось,
что он “ясно ощутил революционную грозу более чем на четверть века раньше ее
приближения и в страхе неистовствовал, рыдая загодя о потерянном рае монархии,
дворянства и церкви” 8.
Своеобразной квинтэссенцией западного взгляда на соединение консервативных и
социалистических идей в истории России, стала, вышедшая в 1980 г. в Париже книга
М.Агурского “Идеология национал-большевизма”. Н.Я.Данилевский и К.Н.Леонтьев
представлены в ней в роли своеобразных предтеч новой национал-большевистской
доктрины, отличной и от консерватизма, и от социализма.
В начале 90-х гг. в связи с разрушением идеологических стереотипов началось
переиздание работ отечественных традиционалистов. Это привело к новому рассмотрению
темы “консерватизм-социализм”. Имя Н.Я.Данилевского стало упоминаться в связи с
внешнеполитическими действиями И.В.Сталина в послевоенный период. К.Н.Леонтьев
попеременно объявлялся то критиком социализма, то “национал-большевиком”.
Л.А.Тихомиров же стал рассматриваться в некоторых публикациях, как идеолог
корпоративизма на русской почве. При этом редкая публицистическая, да порой и научная,
работа обходилась без упоминания о пророческих предсказаниях консерваторов и их
гениальном предвидении.
Подобное “хождение по кругу” оставляет в стороне весьма важный вопрос. Верили ли
сами консерваторы в возможность нравственной победы над социализмом? При этом речь
идет именно о нравственной победе, поскольку чисто физическое подавление
революционной оппозиции не рассматривалось ими как нечто, способное полностью пресечь
проникновение в Россию антимонархических тенденций. В связи с этим возникает вопрос об
изначальной обреченности русской консервативной идеологии в связи с неверием и
скептицизмом, присущим ее творцам, если это неверие действительно имело место.
Отношение славянофилов к революции было весьма обстоятельно рассмотрено в
вышедшей в 1994 г. монографии Е.А.Дудзинской “Славянофилы в пореформенной России”.
Наиболее типичными в данном контексте являются слова К.С.Аксакова из записки “О
внутреннем состоянии России”, представленной в 1855 г. Александру II. Он писал: “Кто
слышал, чтобы простой народ в России бунтовал или замышлял против Царя? Нет, конечно:
ибо этого не было и не бывает”9. Народ, по мнению славянофилов, любит царя, покорен его
воле, всегда будет опорой самодержавия, и уж, конечно, не поддержит никакую революцию.
Стр.2