ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и методики физического воспитания
Н.А. Бойко, М.Ю. Глухова, Е.В. Дмитриева, О.И. Михель
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методическое пособие
Направления подготовки
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура),
49.03.01 Физическая культура,
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
«Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура»
Направленность
Сургут, 2024
– 1 –
Стр.1
УДК 372.879.6(075.8)
ББК 74.267.5-23я73-9
Т 38
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Дронь А.Ю., кандидат биологических наук, доцент
кафедры теории и методики физического воспитания
Власов В.В., кандидат педагогических наук, доцент
кафедры теории и методики физического воспитания
Авторы:
Бойко Н.А., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики физического воспитания
Глухова М.Ю., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики физического воспитания
Дмитриева Е.В., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики физического воспитания
Михель О.И., ст. преподаватель
кафедры теории и методики физического воспитания
Т 38
Технологическая карта урока физической культуры : учебно-методическое пособие : направления
подготовки 49.03.01 Физическая культура, 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки), направленность «Основы безопасности жизнедеятельности и
Физическая культура» / Н.А. Бойко [и др.] ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры,
Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2024. – 82 [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебное пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Основы безопасности жизнедеятельности
и Физическая культура).
Учебное пособие содержит материал, освещающий основные разделы и содержание реализуемых
компетенций по дисциплинам: «Методика обучения и воспитания физической культуре», «Спортивные
игры с методикой преподавания», «Гимнастика с методикой обучения». Данное пособие может быть использовано
при прохождении педагогической практики, когда студенты овладевают основами педагогического
мастерства и где особенно значимо составление технологической карты урока физической культуры.
Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов в составлении образовательного
процесса по предмету «Физическая культура».
© Бойко Н.А., Дмитриева Е.В., Глухова М.Ю., Михель О.И., 2024
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2024
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................................................................... 4
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................. 6
РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ФГОС ................................................. 7
У.Э. 1.1. Содержание и типология урока физической культуры ........................................................... 8
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ........................................................................................... 17
У.Э. 1.2. Специфические особенности и современные требования
к уроку физической культуры .................................................................................................................. 18
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ........................................................................................... 24
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В РАМКАХ ФГОС .................................................................................................................................... 25
У.Э. 2.1. Алгоритм проектирования технологической карты урока физической культуры .............. 26
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ........................................................................................... 33
У.Э. 2.2. Технологические карты урока физической культуры
по разделам школьной программы . ......................................................................................................... 34
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ........................................................................................... 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................. 81
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Физическое воспитание в школах осуществляется в самых разнообразных формах физической
культуры. В их числе: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия
в режиме дня, занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, внеурочная деятельность,
спортивно-массовые мероприятия, самостоятельные занятия, мониторинг физической подготовленности
обучающихся. Урок физической культуры – основная форма физического воспитания
школьников.
Учебно-методическое пособие «Технологическая карта урока физической культуры» разработано
на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования
по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, 49.03.02 Физическая культура
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Основы безопасности жизнедеятельности
и Физическая культура), предназначено для бакалавров.
При изучении дисциплин методического (базовые виды двигательной деятельности, «Методика
обучения и воспитания ФК») характера рассматриваются современные подходы к организации уроков
физической культуры, его особенности, требования, задачи и содержание уроков физической
культуры. Теоретические и практические знания данных дисциплин содержат конкретную информацию
о сущности учебного предмета «Физическая культура», его функциях в структуре общего образования,
целях и задачах дисциплины, содержании образования, педагогических процессах, педагогической
системе школьной физической культуры. Особое внимание уделяется разработке
технологической карты урока физической культуры в соответствии с ФГОС, практические советы по
подготовке, проведению и оценке этих уроков. Содержание учебно-методического пособия обеспечивает
студентам полное и аргументированное изложение рассматриваемых вопросов, позволяет
формировать необходимый комплекс знаний.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения материала учебно-методического
пособия:
способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный
подход для решения поставленных задач (УК-1);
способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры,
физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей
занимающихся различного пола и возраста (ОПК-1);
способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной
программы (ПК-3);
способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства
контроля и оценивая процесса и результатов освоения образовательной программы (ПК-4).
Цель пособия: сформировать у студентов умение разрабатывать технологические карты урока
с применением современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету
«Физическая культура».
Решаемые с помощью пособия задачи:
1. Способствовать формированию у студентов понятия о ведении образовательной деятельности
по предмету «Физическая культура» в школе в рамках реализации ФГОС.
2. Изучить и освоить алгоритм разработки технологических карт по предмету «Физическая
культура».
Требования к результатам подготовки бакалавра:
знать:
УК 1.1.5 – основные технологии поиска и сбора информации;
УК 1.1.10 – технологию систематизации полученной информации;
УК 1.1.12 – виды и формы работы с педагогической и научной литературой;
УК 2.1.1 – требования и принципы целеполагания; принципы и методы планирования;
ОПК 1.1.15 – положения теории физической культуры, определяющие методику проведения
занятий в сфере физической культуры и спорта с различным контингентом обучающихся и занимающихся;
–
4 –
Стр.4
ОПК 1.1.16 – специфику планирования, его объективные и субъективные предпосылки,
масштабы и предметные аспекты планирования;
ПК 3.1.2 – требования ФГОС к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
образовательного процесса;
ПК 3.1.4 – типы рабочих программ и методику обучения физической культуре;
ПК 3.1.7 – современные информационные технологии, позволяющие качественно повысить
учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;
ПК 3.1.7 – современные информационные технологии, позволяющие качественно повысить
учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;
ПК 4.1.2 – ФГОС начального, основного и среднего общего образования, и требования
к освоению программы по физической культуре;
ПК 4.1.3 – формы, методы, средства контроля и оценивания процесса реализации и результатов
освоения образовательных программ в физическом воспитании;
уметь:
УК 1.3.1 – работать с информацией, представленной в различной форме;
УК 1.3.3 – синтезировать информацию, представленную в различных источниках;
ОПК 1.3.5 – учитывать возрастные психологические особенности занимающихся физической
культурой и спортом;
ОПК 1.3.9 – определять цель, задачи, осуществлять подбор средств и устанавливать параметры
нагрузок при планировании активного отдыха детей с использованием средств физической
культуры и спорта в режиме учебного и внеучебного времени;
ОПК 1.3.10 – ставить различные виды задач и организовывать их решение на занятиях
по гимнастике, легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, плаванию, лыжной подготовке;
ОПК 1.3.12 – определять средства и величину нагрузки на занятиях по гимнастике, легкой
атлетике, подвижным и спортивным играм, плаванию, лыжной подготовке в зависимости от поставленных
задач;
ОПК 1.3.14 – определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности
занимающихся при освоении программ по гимнастике, легкой атлетике, подвижным
и спортивным играм, плаванию, лыжной подготовке;
ПК 4.3.1 – обосновывать и определять содержание форм, средств и методов контроля и оценки
результатов освоения образовательных программ реализуемых в физическом воспитании;
владеть:
ОПК 1.2.4 – средствами, методами, приемами обучения, воспитания и развития физических
качеств;
ОПК 1.2.7 – общей схемой анализа учебного занятия; средствами, методами, приемами обучения,
воспитания и развития физических качеств;
ПК 4.2.1 – структурой оценивания результатов освоения образовательной программы, в соответствии
с полом, возрастом, теоретической, физической и технической подготовленностью по физической
культуре;
иметь опыт:
ОПК 1.4.8 – планирования занятий по учебному предмету «Физическая культура»;
ОПК 1.4.4 – планирования занятий по гимнастике, легкой атлетике, подвижным и спортивным
играм, плаванию, лыжной подготовке.
Формы организации самостоятельной работы студентов: технологическая карта урока, ситуационные
задачи, практические задания. Самостоятельная работа тесно связана с аудиторной работой,
является дополнением к лекционным и подготовкой к практическим занятиям. Основные формы
самостоятельной работы – это анализ литературы, основной и дополнительной. Также в рамках самостоятельной
работы студентам предлагается ответить на вопросы, представленные в конце каждой
главы и выполнить контрольные задания.
– 5 –
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех
классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется программой, а практическая
реализация осуществляется на уроках физической культуры.
Роль дисциплин методического характера в структуре учебного плана заключается в том,
что она относится к базовой части профессионального цикла. Данные дисциплины ориентированы
на подготовку специалистов с квалификацией «Бакалавр» с прочными знаниями основ теории и методики
обучения, владеющих методическими навыками и умениями проектирования и реализации
учебно-образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в учреждениях образования.
Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном
порядке все обучающиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом
класса. Это позволяет лучше организовывать и проводить занятия, учитывая конкретные условия
и физическую подготовленность занимающихся. Уроки физической культуры проводятся по строгому
расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени.
Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков,
который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего
физического воспитания обучающихся.
Урок физической культуры в современных условиях рассматривается как взаимодействие учителя
и ученика, направленное не только на умения обучающимися выполнять технические действия,
приемы и физические упражнения из различных видов спорта, но и на овладение школьниками содержания
физкультурного образования с учетом формирования основ общей культуры, навыков здорового
образа жизни и их использования в разнообразных формах двигательной, игровой и соревновательной
деятельности.
Эффективность обучения выпускника направления подготовки Физическая культура оценивается,
прежде всего, по его возможности осуществлять профессиональную деятельность. Формирование
проектно-конструкторского мышления является одной из сложных задач в овладении умениями
и навыками профессиональной деятельности. Сложность ее усугубляется еще и существованием различных
мнений и требований авторов учебников и учебных пособий по разработке технологической
карты урока физической культуры, да и трактовкой их преподавателями, проводящими учебную и
педагогическую практику студентов.
В связи с этим перед авторами стоит задача обобщения и оптимизации требований и методических
рекомендаций по составлению технологической карты урока физической культуры для студентов.
Предлагаемое
учебно-методическое пособие «Технологическая карта урока физической культуры»
позволит студенту выстраивать алгоритм разработки технологической карты урока, с применением
современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Физическая
культура».
– 6 –
Стр.6