Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483632)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского

0   0
Первый авторМедовой
Страниц8
ID8813
АннотацияО творчестве автора (Одоевский Владимир Федорович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Медовой, М.И. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского : Статья / М.И. Медовой .— 1971 .— 8 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Невольно вспоминая в такой связи замечание В. Г. Белинского: "Художник -- эта дивная загадка -- сделался предметом его наблюдений и изучений...",1 удивляешься, что именно этот аспект деятельности Одоевского остается фактически не изученным. <...> Это Рафаэль, Джулио Романо, Карло Дольчи, Гвидо Рени, Кранах, Дюрер, Перуджино, Давид Тенирс Младший, Якоб ван Рейсдаль, Брюллов, Микеланджело и Челлини. <...> 5 Как видим, Одоевский не только не стремился создать свою концепцию истории искусства, но как будто и не спешил высказаться по поводу даже тех новых произведений русских ху-дожников и скульпторов, которые, казалось бы, никого не могли оставить равнодушными (исключение составляет, вероятно, лишь знаменитое полотно К. П. Брюллова "Последний день Пом-пеи"6). <...> Позволим себе в этой связи напомнить место в "Русских но-чах" В. Ф. Одоевского, где Рафаэль, Рейсдаль и Брюллов пред-ставлены как творцы, преображающие действительность силою своего воображения и потому отклоняющиеся от фактографичес-кой точности. <...> Рас-суждения героев "Русских ночей", полемически заостренные как против Н. И. Надеждина, утверждавшего, что "живопись может достичь полного сходства с природою",7 так и против А. Г. Ве-нецианова, требовавшего "ничего не изображать иначе, чем в на-туре является",8 подводят к осознанию мастерства как органиче-ской способности художника выявлять в действительности обще-значимое, превращать "грубую природу" в "существо более воз-вышенное" (с. <...> Читатель "Русских ночей" не может не согласиться с тем, что притягательная сила дерева, изображенного Якобом ван Рейсдалем,9 таится вовсе не в сходстве его с натурой, а в своеобразии запечатленного мироощущения. <...> Чтобы убедить читателей в необходимости искать в искусстве глубинное постижение жизни, истину, воплощение идеалов, а не только, говоря словами Надеждина, "физиономию бытия",12 Одоевский в "Русских ночах" апеллирует к полотну К. Брюллова <...>
Изобразительное_искусство_и_творчество__В._Ф._Одоевского.pdf
М. И. Медовой ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСТВО В. Ф. ОДОЕВСКОГО М. И. Медовой. 1988. Печатается по изданию в сборнике "Русская литература и изобразительное искусство XVIII -- начала XX века". Л., "Наука", 1988. http://imwerden.de, 2007 Творчество известного русского писателя и мыслителя В. Ф. Одоевского (1803--1869), пронизанное острой философ-ской мыслью, в последнее время прочно вошло в поле зрения литературоведов. Немало сделано для осознания того вклада, который этот замечательный писательромантик внес в развитие русской литературы и эстетики. Однако многое в его художест-венном наследии требует дальнейшего осмысления, и в первую очередь, думается, следует уточнить представления о художест-венных интересах писателя. "В. Одоевский и живопись" -- тема, неправомерно забытая исследовате-ля-ми. Невольно вспоминая в такой связи замечание В. Г. Белинского: "Художник -- эта дивная загадка -- сделался предметом его наблюдений и изучений...",1 удивляешься, что именно этот аспект деятельности Одоевского остается фактически не изученным. До сих пор приходится довольствоваться немногими дельными наблюдениями П. Н. Сакулина,2 и -- что особенно досадно -- как раз крайней скудостью известных материалов обусловлено невнимание к этой принципиально важной для понимания духовного облика писателя теме. В. Одоевский, как известно, наряду с музыкой, медициной, химией специально занимался и живописью,3 однако высказы-вался об этом искусстве редко, по всей видимости, неохотно.4 Невелик и перечень авторов, упоминаемых в его произведениях. Это Рафаэль, Джулио Романо, Карло Дольчи, Гвидо Рени, Кранах, Дюрер, Перуджино, Давид Тенирс Младший, Якоб ван Рейсдаль, Брюллов, Микеланджело и Челлини. Нельзя не включить в этот список и Д. Б. Пиранези, хотя, разумеется, герой новеллы "OpХre del CavaliХre Ciambattista Piranesi" вовсе не знаменитый график.5 Как видим, Одоевский не только не стремился создать свою концепцию истории искусства, но как будто и не спешил высказаться по поводу даже тех новых произведений русских ху-дожников и скульпторов, которые, казалось бы, никого не могли оставить равнодушными (исключение составляет, вероятно, лишь знаменитое полотно К. П. Брюллова "Последний день Пом-пеи"6). И все же, благодаря сохранившимся -- хотя и немногочи-сленным -- его суждениям, отличающимся глубиной и прозорли-востью, есть основания говорить о том, что Одоевский не остал-ся в стороне от исканий художественной критики. Позволим себе в этой связи напомнить место в "Русских но-чах" В. Ф. Одоевского, где Рафаэль, Рейсдаль и Брюллов пред-ставлены как творцы, преображающие действительность силою своего воображения и потому отклоняющиеся от фактографичес-кой точности. "В Рафаэле, -- читаем в "Ночи седьмой", -- нахо-дят ошибки против анатомии, но кто замечает их?" (с. 99). Рас-суждения героев "Русских ночей", полемически заостренные как против Н. И. Надеждина, утверждавшего, что "живопись может достичь полного сходства с природою",7 так и против А. Г. Ве-нецианова, требовавшего "ничего не изображать иначе, чем в на-туре является",8 подводят к осознанию мастерства как органиче-ской способности художника выявлять в действительности обще-значимое, превращать "грубую природу" в "существо более воз-вышенное" (с. 99). Читатель "Русских ночей" не может не согласиться с тем, что притягательная сила дерева, изображенного Якобом ван Рейсдалем,9 таится вовсе не в сходстве его с натурой, а в своеобразии запечатленного мироощущения. Без одухо-творенности нет, по мысли Одоевского, художественной правды, ибо искусство -- нечто большее, чем умение достоверно воспроизвести картины жизни, зафиксировать увиденное, создать иллю-зию правдоподобия. Одоевский видел в искусстве "особый мир, имеющий свои особенные свойства и законы",10 и вместе с тем неизменно связывал ценность тех или иных художественных яв-лений с глубиной проникновения в ход событий, в жизнь чело-века, в мир природы. "Без познания нет произведения",11 -- со всей определенностью утверждал он уже в самом начале твор-ческого пути. Чтобы убедить читателей в необходимости искать в искусстве глубинное постижение жизни,
Стр.1