М. И. Медовой
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСТВО
В. Ф. ОДОЕВСКОГО
М. И. Медовой. 1988. Печатается по изданию в сборнике "Русская литература и изобразительное
искусство XVIII -- начала XX века". Л., "Наука", 1988. http://imwerden.de, 2007
Творчество известного русского писателя и мыслителя В. Ф. Одоевского (1803--1869),
пронизанное острой философ-ской мыслью, в последнее время прочно вошло в поле зрения
литературоведов. Немало сделано для осознания того вклада, который этот замечательный писательромантик
внес в развитие русской литературы и эстетики. Однако многое в его художест-венном наследии
требует дальнейшего осмысления, и в первую очередь, думается, следует уточнить представления о
художест-венных интересах писателя.
"В. Одоевский и живопись" -- тема, неправомерно забытая исследовате-ля-ми. Невольно
вспоминая в такой связи замечание В. Г. Белинского: "Художник -- эта дивная загадка -- сделался
предметом его наблюдений и изучений...",1 удивляешься, что именно этот аспект деятельности
Одоевского остается фактически не изученным. До сих пор приходится довольствоваться немногими
дельными наблюдениями П. Н. Сакулина,2 и -- что особенно досадно -- как раз крайней скудостью
известных материалов обусловлено невнимание к этой принципиально важной для понимания духовного
облика писателя теме.
В. Одоевский, как известно, наряду с музыкой, медициной, химией специально занимался и
живописью,3 однако высказы-вался об этом искусстве редко, по всей видимости, неохотно.4 Невелик и
перечень авторов, упоминаемых в его произведениях. Это Рафаэль, Джулио Романо, Карло Дольчи, Гвидо
Рени, Кранах, Дюрер, Перуджино, Давид Тенирс Младший, Якоб ван Рейсдаль, Брюллов, Микеланджело
и Челлини. Нельзя не включить в этот список и Д. Б. Пиранези, хотя, разумеется, герой новеллы "OpХre
del CavaliХre Ciambattista Piranesi" вовсе не знаменитый график.5 Как видим, Одоевский не только не
стремился создать свою концепцию истории искусства, но как будто и не спешил высказаться по поводу
даже тех новых произведений русских ху-дожников и скульпторов, которые, казалось бы, никого не
могли оставить равнодушными (исключение составляет, вероятно, лишь знаменитое полотно К. П.
Брюллова "Последний день Пом-пеи"6). И все же, благодаря сохранившимся -- хотя и немногочи-сленным
-- его суждениям, отличающимся глубиной и прозорли-востью, есть основания говорить о том, что
Одоевский не остал-ся в стороне от исканий художественной критики.
Позволим себе в этой связи напомнить место в "Русских но-чах" В. Ф. Одоевского, где Рафаэль,
Рейсдаль и Брюллов пред-ставлены как творцы, преображающие действительность силою своего
воображения и потому отклоняющиеся от фактографичес-кой точности. "В Рафаэле, -- читаем в "Ночи
седьмой", -- нахо-дят ошибки против анатомии, но кто замечает их?" (с. 99). Рас-суждения героев
"Русских ночей", полемически заостренные как против Н. И. Надеждина, утверждавшего, что "живопись
может достичь полного сходства с природою",7 так и против А. Г. Ве-нецианова, требовавшего "ничего не
изображать иначе, чем в на-туре является",8 подводят к осознанию мастерства как органиче-ской
способности художника выявлять в действительности обще-значимое, превращать "грубую природу" в
"существо более воз-вышенное" (с. 99). Читатель "Русских ночей" не может не согласиться с тем, что
притягательная сила дерева, изображенного Якобом ван Рейсдалем,9 таится вовсе не в сходстве его с
натурой, а в своеобразии запечатленного мироощущения. Без одухо-творенности нет, по мысли
Одоевского, художественной правды, ибо искусство -- нечто большее, чем умение достоверно воспроизвести
картины жизни, зафиксировать увиденное, создать иллю-зию правдоподобия. Одоевский видел в
искусстве "особый мир, имеющий свои особенные свойства и законы",10 и вместе с тем неизменно
связывал ценность тех или иных художественных яв-лений с глубиной проникновения в ход событий, в
жизнь чело-века, в мир природы. "Без познания нет произведения",11 -- со всей определенностью
утверждал он уже в самом начале твор-ческого пути.
Чтобы убедить читателей в необходимости искать в искусстве глубинное постижение жизни,
Стр.1