Владимир Одоевский
Саламандра
повесть
Џ В.Ф.Одоевский. <...> 2005
http://imwerden.de
I
ЮЖНЫЙ БЕРЕГ ФИНЛЯНДИИ В НАЧАЛЕ XVIII СТОЛЕТИЯ 1
1 В сей повести читатели найдут опыт рассказа, основанного большею частию на финских
поверьях. <...> Гроту, переводчику тегнеровой "Саги о Фритиофе", с такою пользою посвятившему труды свои
Финляндии, мы обязаны нежданным и в высшей степени любопытным открытием драгоценных
подробностей о характере и преданиях финнов, столь разительно отличающихся от преданий всех других
народов (см. <...> Вообще финны добры, терпеливы,
покорны властям, привязаны к своим обязанностям, но недоверчивы и столько хитры, что, увидев
незнакомца, до случая умеют притворяться, будто его не понимают; однажды раздраженные, они не знают
пределов своей мстительности. <...> Они живут не в селениях, но уединенно в хижинах, разбросанных между
гранитных скал; редко сообщаются не только с другими людьми, но и между собою; оттого известия о
всем происходящем в мире до них доходят в виде искаженных слухов; в каждой хижине этот слух
дополняется каким-либо чудесным рассказом (ибо финны большие рассказчики), и так мало-помалу
происшествие, вчера случившееся, у них обращается в баснословное предание: явление любопытное,
объясняющее до некоторой степени, каким образом образовались древние мифы. <...> Вообще финнов можно
назвать народом древности, перенесенным в нашу эпоху. <...> Предания о происшествиях времен Петра и Карла XII еще живы в
памяти финнов, но превратились в баснословное предание. <...> Из письма
финского крестьянина к императору Александру (Грот -- в "Современнике") можно видеть, как охотно
финны любят рассуждать обо всем, о чем только узнают, и с какой точки зрения смотрят они на
предметы. <...> )
Посв. графине Эмилии К-е Мусиной-Пушкиной
"Гина, прибрось еще дров в печку. <...> -- Ничего, еще придет, натаскает дров и лучины наколет к рождеству, -- произнес старик
нетвердым голосом, как бы сам не доверяя словам <...>
Саламандра.pdf
Владимир Одоевский
Саламандра
повесть
Џ В.Ф.Одоевский. Сочинения в двух томах. Т. 2. Повести. С. 141-219
Москва "Художественная литература" 1981. Комментарии В. И. Сахарова
Џ "Im Werden Verlag". Некоммерческое электронное издание. 2005
http://imwerden.de
I
ЮЖНЫЙ БЕРЕГ ФИНЛЯНДИИ В НАЧАЛЕ XVIII СТОЛЕТИЯ 1
1 В сей повести читатели найдут опыт рассказа, основанного большею частию на финских
поверьях. Гроту, переводчику тегнеровой "Саги о Фритиофе", с такою пользою посвятившему труды свои
Финляндии, мы обязаны нежданным и в высшей степени любопытным открытием драгоценных
подробностей о характере и преданиях финнов, столь разительно отличающихся от преданий всех других
народов (см. "Современник" 1839--1840). О финнах нельзя судить, не проникнувши внутрь их страны и не
познакомясь с их семейным бытом. Врожденная страсть к чудесному соединяется в них с сильным
поэтическим элементом и с полудикою привязанностью к своей земле. Вообще финны добры, терпеливы,
покорны властям, привязаны к своим обязанностям, но недоверчивы и столько хитры, что, увидев
незнакомца, до случая умеют притворяться, будто его не понимают; однажды раздраженные, они не знают
пределов своей мстительности. Они живут не в селениях, но уединенно в хижинах, разбросанных между
гранитных скал; редко сообщаются не только с другими людьми, но и между собою; оттого известия о
всем происходящем в мире до них доходят в виде искаженных слухов; в каждой хижине этот слух
дополняется каким-либо чудесным рассказом (ибо финны большие рассказчики), и так мало-помалу
происшествие, вчера случившееся, у них обращается в баснословное предание: явление любопытное,
объясняющее до некоторой степени, каким образом образовались древние мифы. Вообще финнов можно
назвать народом древности, перенесенным в нашу эпоху. Ленрот, отличный финский поэт, бродя по всем
краям своей отчизны, собрал народные песни, никем до того не записанные; пересматривая их, он заметил
между ними некоторую связь; при дальнейшем исследовании Ленрот открыл, что эти народные песни
суть части целой стройной поэмы, и тем доставил новое доказательство для последователей Вольфовых
мнений о происхождении "Илиады". Предания о происшествиях времен Петра и Карла XII еще живы в
памяти финнов, но превратились в баснословное предание. Жизнь, близкая к природе, научила их знать
свойства трав и кореньев; им известны даже таинства животного магнетизма; все это играет у них роль
колдовства: послушайте рассказы о нем русских крестьян, поселившихся в Финляндии. Из письма
финского крестьянина к императору Александру (Грот -- в "Современнике") можно видеть, как охотно
финны любят рассуждать обо всем, о чем только узнают, и с какой точки зрения смотрят они на
предметы. Вообще быт, предания, поверья сего народа в высшей степени заслуживают внимания и суть
неоцененное сокровище для литературных произведений. (Примеч. В. Ф. Одоевского.)
Посв. графине Эмилии К-е Мусиной-Пушкиной
"Гина, прибрось еще дров в печку. Даром что лето, а тепла еще нет, или уж я от старости тепла не
чую". Гина встала, бросила в очаг несколько сосновых поленьев; сильно запылала смолистая кора и
обдала всю хижину живым, веселым светом; старушка вздохнула.
Стр.1