В. Я. Сахаров
О жизни и творениях В. Ф. Одоевского
---------------------------------------------------------------------------В.
Ф. Одоевский. Сочинения в двух томах.
Том первый. Русские ночи. Статьи
М., "Художественная литература", 1981
Вступительная статья, составление и комментарии В. Я. Сахарова
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------"Библиотека
- великолепное кладбище человеческих мыслей... На иной
могиле люди приходят в беснование; из других исходит свет, днем для глаза
нестерпимый; но сколько забытых могил, сколько истин под спудом..." {Отдел
рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в
Ленинграде (далее ОР ГПБ), ф. 539, оп. 1, пер. 30, л. 242.} Эти печальные
слова своеобычнейшего русского писателя и философа Владимира Федоровича
Одоевского (1803-1869) невольно вспоминаются при размышлениях о его
собственной литературной и жизненной судьбе, слишком долго пребывавшей в
забвении.
В 1834 году молодой Белинский писал об Одоевском: "Этот писатель еще не
оценен у нас по достоинству" {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. I. M.,
Изд-во АН СССР, 1953, с. 97.}. В конце жизни сам Одоевский оглянулся на
пройденный путь и не без горечи заметил: "Моя история еще не написана"
{"Литературное наследство", т. 22-24. М., 1935, с. 238.}. Несмотря на
немалые успехи современных историков литературы, эти слова и по сей день
остаются справедливыми. Полной истории жизни и творчества Одоевского пока
нет, хотя публикации последних лет приближают нас к ней.
Жизнь и творчество Владимира Одоевского заставляют нас задуматься о
литературной судьбе тех талантливых писателей, которые вместе с признанными
гениями успешно совершенствовали русскую литературу и в немалой мере
способствовали ее расцвету и игровой славе. Очевидно, что без этих даровитых
людей наша литература была бы несравненно беднее. Пушкин, постоянно искавший
союзников и единомышленников, сознавал это особенно отчетливо. В 1831 году
А. И. Кошелев сообщил его отзыв Одоевскому: "Пушкин весьма доволен твоим
"Квартетом Бетговена"... Он находил, что ты в этой пьесе доказал истину
весьма для России радостную; а именно, что возникают у нас писатели, которые
обещают стать наряду с прочими европейцами, выражающими мысли нашего века"
{"Русская старина", 1904, Ќ 4, С. 206.}.
В свою очередь, Одоевский мыслил русскую литературу как уникальный
как галерею живых лиц, "замечательнейших
художественный организм,
организаций", участвующих в общей культурной работе. "Судьба лучших людей -
корень Русского просвещения и литературной славы" {"Русская литература",
1969, Ќ 4, с. 187.},- говорил Одоевский, и это верно и в отношении его
собственной судьбы, его роли в истории отечественной литературы. Самобытная
личность Одоевского - одна из наиболее
примечательных в галерее русских
деятелей тех лет.
В портретной галерее деятелей пушкинской поры лицо Одоевского
привлекает внимание спокойной энергией, ясным, твердым взглядом серо-голубых
глаз, отразившейся в них напряженной работой глубокой самобытной мысли. Он
не был бурным романтическим "гением", тонким мечтателем-лириком или же
ироническим скептиком.
Это именно русский мыслитель,
деятельный
всеобъемлющий ум, упрямо стремящийся к "воссоединению всех раздробленных
частей знания". Таким пришел молодой Одоевский в отечественную литературу
пушкинской поры, таким навсегда запечатлен он в ее истории.
Конечно, духовная биография этого мыслителя была сложна и долга,
включала в себя почти полвека русской Жизни, и Одоевский мог сказать о себе
то же, Что говорил он об одном из своих героев: "Три поколения прошли мимо
него, и он понимал язык каждого". И надо отметить, что эпоха далеко не
всегда была благодарна и внимательна к этому писателю, ученому и философу и
проходила иногда мимо его книг и мыслей. Сам Одоевский это очень хорошо
видел и следующим образом объяснил: "Обыкновенно думают, что от книг
переходят мысли в общество. Так! Но только те, которые нравятся обществу; не
нравящиеся обществу мысли падают Незамеченными. Большею частию книги (кроме
книг гениальных, весьма редко появляющихся) суть лишь термометр идей, уже
Находящихся в обществе" {"Русский архив", 1874, кн. II, стлб. 25.}.
Значит ли это, что "несвоевременные", не понравившиеся тогда обществу
Стр.1