Е.А.Маймин. Владимир Одоевский и его роман "Русские ночи"
---------------------------------------------------------------------------Серия
"Литературные памятники"
В.Ф. Одоевский "Русские ночи", М., "Наука", 1975
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------Судьба
литературного наследства В. Одоевского не относится к числу
счастливых. Автор первого в России философского романа "Русские ночи" мало
известен широкой читательской публике. Даже наука о литературе долгое время
интересовалась В. Одоевским преимущественно от случая к случаю,
не
специально. Монографическое исследование П. Н. Сакулина, вышедшее в свет в
1913 г., до сих пор остается единственным в своем роде. {Сакулин П. Н. Из
истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Т. 1, ч. 1, 2. М., 1913.
- В дальнейшем ссылки на это издание даются сокращенно: Сакулин.} С начала
20-х и до конца 60-х годов появлялись лишь единичные статьи, посвященные В.
Одоевскому: статьи О. Цехновицера. Е. Хин, несколько работ по сугубо частным
вопросам. {См.: Цехновицер О. Силуэт. (В. Ф. Одоевский). - В кн.: Одоевский
В. Ф. Романтические повести. Л., 1929, с. 21-99; Хин Е. В. Ф. Одоевский. - В
кн.: Одоевский В. Ф. Повести и рассказы. М., 1959, с. 3-38. - В дальнейшем
ссылки на это издание даются в тексте, сокращенно: Повести.} Интересно, что
о музыкально-просветительской деятельности В. Одоевского писалось едва ли не
больше, нежели о его деятельности литературно художественной.
Только в самые последние годы заново пробудился научный и отчасти
читательский интерес к В. Одоевскому и его произведениям. Свидетельство тому
- диссертации, которые специально посвящаются В. Одоевскому,
доклады, касающиеся важнейших проблем его творчества,
своеобразием литературного дарования автора
Одоевскому объясняется скорее резким
"Русских ночей",
научные
интересная и
основательная глава о нем и его романе "Русские ночи" в книге Ю. Манна.
{Манн Ю. В. Ф. Одоевский и его "Русские ночи". - В кн.: Манн Ю. Русская
философская эстетика. М., 1969, с. 104-148.}
Долгое невнимание к В.
нежели
недостатками дарования. Историко-литературное значение его творчества, быть
может, не до конца осознано и определено, но в целом оно неоспоримо. В.
Одоевский был открывателем новых путей в литературе и создателем новых
жанров. Один из виднейших представителей философского романтизма в России,
он был автором не только первого русского философского романа, но и
философских новелл.
Ему принадлежит заслуга в разработке жанра
биографического рассказа и музыкально-критического эссе. Велика роль В.
Одоевского в музыкальном просвещении русского общества. В своих музыкальных
статьях - как критического, так и теоретического
характера - он объяснял
русскому читателю величие Баха и Моцарта, Бетховена и Берлиоза. Он горячо
пропагандировал творчество русских композиторов - Глинки и Даргомыжского,
Балакирева и Серова и других замечательных музыкантов, в которых видел
надежду и славу отечественной музыки. Он глубоко изучал народную русскую
музыку и опубликовал ряд изысканий, посвященных музыке древнерусской.
Писатель, музыкант, ученый, журналист, В. Одоевский в 20-40-е годы XIX
в. находился в самом центре литературной и
Дружеские чувства испытывали к нему Грибоедов
культурной жизни России.
и Гоголь, Кюхельбекер и
Веневитинов, с интересом и сочувствием относился к его творчеству Пушкин,
тесные отношения связывали его с Лермонтовым.
Когда в 1844 г. выходит в свет трехтомное собрание сочинений В.
Одоевского, в первом томе которого впервые печатается роман "Русские ночи",
В. Г. Белинский откликается на это событие большой статьей. Вот как
характеризует он в ней личность и талант писателя: "Таких писателей у нас
немного. В самых парадоксах князя Одоевского больше ума и оригинальности,
чем в истинах у многих наших критических акробатов, которые, критикуя его
сочинения, обрадовались случаю притвориться, будто они не знают, о ком
пишут, и видят в нем одного из сочинителей
их собственного разряда.
Некоторые из произведений князя Одоевского можно находить менее других
удачными, но ни в одном из них нельзя не признать замечательного таланта,
самобытного взгляда на вещи, оригинального слога. Что же касается до его
лучших произведений, - они обнаруживают в нем не только писателя с большим
талантом, но и человека с глубоким, страстным
стремлением к истине, с
горячим и задушевным убеждением, - человека, которого волнуют вопросы
времени и которого вся жизнь принадлежит мысли". {Белинский В. Г. Сочинения
князя В. Ф Одоевского, - Полн. собр. соч. Т, VIII. М., 1955, с. 322-323.}
Жизнь В. Одоевского богата не столько внешними событиями, сколько
постоянными трудами и размышлениями. Один из последних потомков Рюриковичей,
князь Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля 1803 г. (но
другим данным - 1804 г.). Его мать была бывшей крепостной крестьянкой.
Образование он получил в Московском университетском пансионе, куда поступил
учиться в 1816 г., а закончил его в 1822 г. Имя В. Одоевского значилось на
почетной доске пансиона среди имен лучших его питомцев - В. А. Жуковского,
А. И. Тургенева и др.
С 1823 г. В. Одоевский постоянно посещает литературный кружок Раича,
членами которого были М. П. Погодин, С. П. Шевырев, В. П. Тисов и некоторое
время Ф. И. Тютчев. В том же году, вместе с
Д. В. Веневитиновым, В.
Одоевский становится во главе только что организованного философского
кружка, так называемого "Общества любомудрия". Об этом кружке любомудр и
друг В. Одоевского А. И. Кошелев так писал в своих воспоминаниях: "Другое
общество было особенно замечательно: оно собиралось тайно и об его
Стр.1