УДК 37-9(075.8)
ББК 74.03я73
Т61
В. Г. Сидоров, академик МАНВШ, академик АПСН,
доктор философских наук, профессор,
зав. кафедрой философии КубГУ;
Рецензенты:
зав. кафедрой развития ребенка РФ ККИДППО,
заслуженный учитель РФ
Е. Г. Приходько, кандидат педагогических наук,
Т61
Торосян, В. Г.
учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям
031000 «Педагогика и психология», 031300
История педагогики и образования :
«Специальная педагогика», 033400 «Педагогика» /
В. Г. Торосян. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. –
497 с.
ISBN 978-5-4475-2579-8
Учебник посвящен основам формирования, функционирования
и развития образования и педагогической мысли, которые
предстают на фоне различных эпох, политических, экономических
и культурных факторов; знакомит с ведущими именами, философскими
и педагогическими системами, в основе которых
воспитание и образование многих поколений, стран и континентов
на протяжении почти всей истории человечества. Рассматриваются
проблемы и перспективы современного образования и
воспитания в мире. Особое внимание отводится роли образования
в современной России.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений.
УДК
37-9(075.8)
ББК 74.03я73
ISBN 978-5-4475-2579-8 © Торосян В. Г., текст, 2015
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2015
Стр.2
Содержание
Содержание ...............................................................................3
ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................15
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК ОБЛАСТЬ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.......................................................18
Глава 1. Историческая обусловленность
представлений о задачах и содержании
образования .........................................................................18
Место образования и воспитания
в общественной мысли.................................................18
Место образования в общественной жизни ...........19
Проблема эффективности образования..................20
Историческая обусловленность основных
понятий.............................................................................22
Социокультурная обусловленность приоритетов
образования .....................................................................24
Значение философии образования..........................33
Вопросы и задания.........................................................35
Рекомендуемая литература...........................................35
Глава 2. Социальная природа образования.................38
Начало воспитания и образования............................38
Отношение к образованию в различных
культурах и цивилизациях ..........................................41
Соотношение общечеловеческого, национального
и индивидуального в воспитании..............................42
Стр.3
Сущность национального образования...................46
Актуальность концептуальных изменений в
образовании ....................................................................54
Вопросы и задания ........................................................61
Рекомендуемая литература...........................................62
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ......................................64
История как ключ к настоящему и будущему ............64
Глава 3. Образование в древних цивилизациях.........67
Общий взгляд .................................................................67
Воспитание и образование в государствах
Двуречья ...........................................................................68
Образование в Древнем Египте.................................69
Древнеиндийское образование ..................................72
Образование в Древнем Китае ...................................76
Особенности японского образования......................79
Вопросы и задания ........................................................80
Рекомендуемая литература...........................................81
Глава 4. Античная пайдейя..............................................82
Общая характеристика античности ..........................82
Крито-микенские истоки .............................................83
Идеалы воспитания архаического периода.............84
Отношение к образованию в античности ..............85
Пифагорейская школа..................................................86
Учения Гераклита и Демокрита .................................88
Софисты. «Майевтика» Сократа.................................89
4
Стр.4
Воспитание философского отношения
к жизни..............................................................................91
Концепция Платона ......................................................93
Концепция Аристотеля ................................................98
Античная школа .............................................................99
Образование и воспитание в Древнем Риме ....... 100
Вопросы и задания...................................................... 103
Рекомендуемая литература........................................ 104
Глава 5. Образование и воспитание
в Средние века.................................................................. 105
§ 1. Образование в христианской Европе ............ 105
§ 2. Образование и воспитание в исламском
мире ................................................................................ 124
Вопросы и задания...................................................... 129
Рекомендуемая литература........................................ 130
Глава 6. Образование в эпоху Возрождения............ 131
Общий взгляд............................................................... 131
Принципы ренессансного гуманизма.................... 133
Образование у итальянских гуманистов................ 135
Гуманизм как доминанта культуры
Возрождения ................................................................ 137
Значение Реформации .............................................. 138
Реформация и образование...................................... 141
Эразм.............................................................................. 143
Педагогическая мысль Французского
Возрождения ................................................................ 145
5
Стр.5
Педагогические идеи утопистов ..............................147
Школа в эпоху Возрождения ....................................149
Рост университетского образования.......................150
Мировоззренческое значение системы
Коперника......................................................................151
Вопросы и задания ......................................................153
Рекомендуемая литература.........................................154
Глава 7. Просвещение ....................................................156
Общая характеристика ...............................................156
Идеи науки и образования у Ф. Бэкона..................158
Природа как учитель у «Республики Ученых»......160
Педагогические идеи «Республики Ученых» ........161
Программа Просвещения в концепции
Я. Коменского...............................................................164
Значение институциализации науки ......................169
Механико-математическое естествознание как
идейная база Просвещения .......................................170
Энциклопедизм ............................................................172
Педагогические идеи Французского
Просвещения ................................................................173
Концепция природообразного воспитания
Ж.-Ж. Руссо ..................................................................177
Педагогические требования и образовательные
проекты Французской революции ..........................183
Просвещение в Англии и США в ХVIII веке ......186
6
Стр.6
Просвещение в Германии......................................... 187
Педагогика И. Песталоцци....................................... 194
Вопросы и задания...................................................... 197
Рекомендуемая литература........................................ 198
Глава 8. Образование в России: от древности
до Просвещения.............................................................. 200
«Откуда есть пошла …» ............................................. 200
Воспитание и обучение у древних славян............ 201
§ 1. Образование в ранний период российской
государственности (X–XII вв.)................................. 205
§ 2. Воспитание и образование в Московском
государстве.................................................................... 212
§ 3. Российское Просвещение ................................. 219
Вопросы и задания...................................................... 228
Рекомендуемая литература........................................ 229
Глава 9. Европейское образование в XIX веке........ 231
Общая картина............................................................. 231
Педагогические идеи и деятельность
И. Гербарта ................................................................... 233
Педагогика Ф. Фребеля .............................................. 237
В. Дистервег.................................................................. 240
Идеи индивидуалистического целеполагания в
образовании.................................................................. 243
Опыт утопистов-социалистов.................................. 246
От Фейербаха к Марксу ............................................. 248
Философия и педагогика позитивизма ................. 253
7
Стр.7
Полемика вокруг образования и реформы
в конце ХIХ века ..........................................................255
Вопросы и задания ......................................................258
Рекомендуемая литература.........................................259
Глава 10. Российское образование в XIX веке .........261
Общий взгляд ...............................................................261
Реформы в образовании начала ХIХ века ............262
Реакционный откат в общественной жизни и
образовании ..................................................................265
Царскосельский лицей и дух вольнодумства........266
«Три столпа» политики и образования при
Николае I .......................................................................269
Полемика «славянофилов» и «западников»
и ее выражение в педагогической мысли...............272
Общественные перемены в России во второй
половине ХIХ века и их выражение
в образовании ...............................................................276
Педагогические идеи и деятельность Д. Писарева
и Н. Пирогова...............................................................278
Политические и педагогические идеи
революционных демократов.....................................280
Педагогические идеи и деятельность
К. Ушинского................................................................284
Вопросы и задания ......................................................288
Рекомендуемая литература.........................................289
8
Стр.8
Глава 11. Педагогические поиски в России
рубежа XIX-XX веков .................................................... 291
Матовый блеск «Серебряного века»........................ 291
Позиция интеллигенции в духовных исканиях
конца XIX – начала XX вв........................................ 294
Л. Толстой как «зеркало» противоречий
российской общественной и педагогической
мысли.............................................................................. 296
Разработка философских оснований
образования на рубеже XIX-XX вв. ...................... 301
Педагогические идеи С. И. Гессена
и их судьба .................................................................... 302
Реформаторско-экспериментальная педагогика
на рубеже XIX-XX вв. ................................................ 303
Образование как фронт политической борьбы
в России начала XX века........................................... 307
Вопросы и задания...................................................... 309
Рекомендуемая литература........................................ 310
Глава 12. Образование XX века за рубежом............. 312
Общий взгляд............................................................... 312
Социальная педагогика.............................................. 316
Религиозно-философские концепции
образования .................................................................. 319
Педагогические концепции философовэкзистенциалистов
...................................................... 320
9
Стр.9
Реформаторская педагогика первой половины
XX в. ................................................................................322
Экспериментальные школы и школьные
реформы первой половины XX века ....................329
Фашизм как испытание для образования ..............332
Гуманистическая педагогика .....................................335
Особенности образования в современной
Японии ...........................................................................339
Основные приоритеты и тенденции
современного образования за рубежом..................342
Вопросы и задания ......................................................346
Рекомендуемая литература.........................................347
Глава 13. Советское образование и воспитание ......349
Вопрос о приоритетах образования в первые
послереволюционные годы ......................................349
Захват образования большевиками.........................351
Ленин и Крупская как идеологи советского
образования и воспитания.........................................353
«Культурная революция»............................................355
Советская педагогическая мысль 20–30-х годов...357
Педагогика А.С. Макаренко.......................................359
Советское образование в 30-х годах........................361
Особенности воспитания «советского
человека» ........................................................................363
10
Стр.10
Испытание советского воспитания в Великой
Отечественной войне и послевоенные годы....... 365
Плоды «оттепели» ....................................................... 368
Воспитание и образование в застое ....................... 371
Вопросы и задания...................................................... 374
Рекомендуемая литература........................................ 375
Глава 14. Образование в России после распада
СССР .................................................................................. 377
Смена концептуальных приоритетов..................... 377
Новые формы образования и образовательные
проекты.......................................................................... 382
Характер проблем российского образования
в современных условиях............................................ 387
Вопросы и задания...................................................... 388
Рекомендуемая литература........................................ 389
РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................ 390
Глава 15. Основания и актуальность
гуманизирующего образования и воспитания ........ 390
Образование в начале третьего тысячелетия ....... 390
Актуальность образования с «человеческим
лицом»............................................................................ 393
Болезнь современной цивилизации – кризис
культуры......................................................................... 394
Образование как антикультура ................................ 396
11
Стр.11
Понятие гуманизма и эволюция его
содержания ....................................................................402
Понятие гуманитарного процесса...........................406
Исходные принципы гуманитарного процесса
в области образования................................................407
Вопросы и задания ......................................................409
Глава 16. Воспитание гуманизма в отношениях
с природой ........................................................................410
Отношение к природе как пробный камень
любой цивилизации ...................................................410
Бездушное отношение к природе в стереотипах
образования...................................................................415
Актуальность изучения концепций современного
естествознания и неизбежность концептуальных
различий в их преподавании....................................418
Жизнь и разум как звенья космической
эволюции .......................................................................419
Методологическое и мировоззренческое
значение принципов самоорганизации.................423
Концепция Геи-Земли как основа
гуманизирующего экологического воспитания ...426
Необходимость воспитания экоэтики
и биоэтики .....................................................................429
Природа как воспитатель гуманизма
в социально-политической сфере...........................433
12
Стр.12
Вопросы и задания...................................................... 436
Глава 17. Проблема гуманизации общественных
отношений в современном образовании ................ 438
Место материальных условий в реализации
личности........................................................................ 438
Воспитание отношения к труду как к
самореализации ........................................................... 441
Воспитание творческого отношения к досугу..... 444
Воспитание гуманизма в семейных
отношениях .................................................................. 446
Готовность к свободе как проблема воспитания
и образования............................................................... 449
Гуманизм и проблема выбора.................................. 451
Воспитание властью и воспитание власти........... 456
Объективные предпосылки гуманизации
политического мышления ........................................ 458
Вопросы и задания...................................................... 462
Глава 18. Воспитание гуманного отношения
к себе .................................................................................. 463
Воспитание стремления и умения быть
личностью..................................................................... 463
Необходимость перехода от авторитарной
к гуманистической этике ........................................... 465
Концепция «образования для себя»........................ 467
Понимание свободы как внутренней
независимости.............................................................. 469
13
Стр.13
Воспитание «недоверия к истинам» ........................471
Воспитание веры в себя..............................................473
Воспитание философского отношения
к жизни и к смерти .....................................................474
Игра как естественная форма самореализации....475
Вопросы и задания ......................................................477
Глава 19. Гуманизация образования – важнейшая
составляющая гуманитарного процесса ...................478
Образование и выбор возможностей в
современном мире.......................................................478
Гуманизм образования................................................479
Учитель и ученик как субъекты
гуманизирующего образования ..............................480
Учебные книги как путеводитель,
а не справочник............................................................482
От депозитной к ризоматической модели
образования...................................................................487
Вопросы и задания ......................................................492
Рекомендуемая литература.........................................493
Стр.14