Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611271)
Контекстум
Гигиена и санитария  / №4 2022

Профессиональная деятельность преподавателей вуза и эмоциональное выгорание (250,00 руб.)

0   0
Первый авторСмагулов
АвторыЛысакова Т.Н., Адилбекова А.А., Евневич А.М., Гитенис Н.В., Дмитриев П.С.
Страниц8
ID871679
АннотацияВведение. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) интерпретируется как профессиональный кризис. Однако СЭВ не считается профессиональ ным или производственно обусловленным заболеванием, его рассматривают только как профессиональное явление. Цель работы – оценить роль профессиональной деятельности в развитии СЭВ у преподавателей вуза. Материалы и методы. Исследование проведено среди преподавателей-женщин НАО «Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбае ва» (СКУ) трёх возрастных категорий (до 30 лет, 30–49 лет, 50 и более лет). Использованы физиологические, анкетные, статистические методы Результаты. У преподавателей наиболее сформировавшейся фазой СЭВ является «Резистенция», на втором месте – «Истощение», на третьем – «Напряжение». В возрастном диапазоне первой группы обследованных (до 30 лет) преобладала фаза «Резистенция» (34,7%), затем следовали фазы «Напряжение» (21,7%) и «Истощение» (30,4%). В остальных возрастных группах обследованных также преобладала фаза «Резистенция» Посимптомный анализ сформировавшейся фазы СЭВ показал преобладание в фазе «Резистенция» следующих симптомов: «Р1. Неадекватное эмо циональное реагирование», «Р4. Редукция профессиональных обязанностей», «Р2. Эмоционально-нравственная дезориентация», «Р3. Расширени сферы экономии эмоций». В фазе «Напряжение» преобладал симптом «Н1. Переживание психотравмирующих обстоятельств». Далее по значи мости шли симптомы фазы «Истощение»: «И1. Эмоциональный дефицит», «И2. Эмоциональная отстранённость», «И3. Личностная отстранён ность (деперсонализация)». Динамика психофизиологических показателей в зависимости от фаз формирования СЭВ показала схожие результаты с данными корреляционного и дисперсионного анализа. Посимптомный анализ сформировавшейся фазы СЭВ показал, что превалируют симптомы негативно отражающиеся на профессиональных качествах преподавателей. Можно предположить, что у преподавателей усиливается признани психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, они перестают ощущать различие между экономным проявлением своих эмоций и несоответствующим эмоциональным реагированием, в связи с чем пытаются минимизировать требующие эмоциональных затрат обязанности. Ограничения исследования. Данное исследование лимитировано выборкой преподавателей-женщин СКУ, у которых в процессе преподавательской деятельности развивается СЭВ, диагностируемый по анкете В.В. Бойко. Заключение. Профессиональная деятельность преподавателей обусловливает формирование СЭВ, который может рассматриваться как производственно обусловленное заболевание, приводящее к нарушению способности работника квалифицированно выполнять свои профессио нальные обязанности.
Профессиональная деятельность преподавателей вуза и эмоциональное выгорание / Н.К. Смагулов [и др.] // Гигиена и санитария .— 2022 .— №4 .— С. 398-405 .— URL: https://rucont.ru/efd/871679 (дата обращения: 09.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически