В. Г. Белинский
Три повести Ниркомского
М., Издательство Академии Наук СССР, 1953
Том второй. <...> 35
Отчего именно три повести, а не больше -- не пять, не шесть, не десять? <...> А ведь это, во-первых,
было бы гораздо выгоднее для сбыта книжки, а во-вторых, было бы очень легко сделать автору: стоило
бы только разрезать, перерезать, изрезать свои повести, не вымеривая, не соображаясь,-- куда бы рука ни
упала, там и руби. <...> Завязка, развязка, ход повести, характеры, словом -- ничего бы из этого не пострадало
от этой операции, потому что эти "Три повести" принадлежат к числу тех дивных созданий, которые
можно читать и с конца, и с середины, и снизу вверх, с таким же или еще и с большим наслаждением,
нежели с начала до конца и сверху вниз. <...> Это есть несомненным признак истинно художественного
произведения: оно ни в каком случае не теряет. <...> Может, быть, автор "Трех повестей" и предупредил бы
наш совет самым делом,
Да умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил. <...> 36
Дело в том, что, во-первых, есть в нашей литературе "Три повести",37 которые очень скоро
разлетелись по рукам читателей; а во-вторых, есть на святой Руси много таких читателей и покупателей
книг, которые верят всему печатному: увидят на книге заглавие "Три повести" и тотчас купят ее; увидят
на книге заглавие "Повести и рассказы А. <...> М -- ого" и услышат от ловкого продавца, что это "Повести и
романы Александра Марлинского" -- и тотчас купят ее. <...> М -- ого, а не Александра Марлинского: они убеждены, что купили хорошие книги и очень дешево
-- по двугривенному за экземпляр, и ни за что на свете не захотят позволить себя разуверить. <...> Для подобных же авторов тоже хоть и дешево, да мило, т. е. хоть не блестящий, но
выгодный род спекуляции. <...>
Три_повести_Ниркомского.pdf
В. Г. Белинский
Три повести Ниркомского
М., Издательство Академии Наук СССР, 1953
Том второй. Статьи и рецензии 1836-1838. Основания русской грамматики
OCR Бычков М.Н.
86. Три повести Ниркомского. 1838. Санкт-Петербург. В Гуттенберговой типографии. 280.
(12).35
Отчего именно три повести, а не больше -- не пять, не шесть, не десять? А ведь это, во-первых,
было бы гораздо выгоднее для сбыта книжки, а во-вторых, было бы очень легко сделать автору: стоило
бы только разрезать, перерезать, изрезать свои повести, не вымеривая, не соображаясь,-- куда бы рука ни
упала, там и руби. Завязка, развязка, ход повести, характеры, словом -- ничего бы из этого не пострадало
от этой операции, потому что эти "Три повести" принадлежат к числу тех дивных созданий, которые
можно читать и с конца, и с середины, и снизу вверх, с таким же или еще и с большим наслаждением,
нежели с начала до конца и сверху вниз. Это есть несомненным признак истинно художественного
произведения: оно ни в каком случае не теряет. Может, быть, автор "Трех повестей" и предупредил бы
наш совет самым делом,
Да умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил.36
Дело в том, что, во-первых, есть в нашей литературе "Три повести",37 которые очень скоро
разлетелись по рукам читателей; а во-вторых, есть на святой Руси много таких читателей и покупателей
книг, которые верят всему печатному: увидят на книге заглавие "Три повести" и тотчас купят ее; увидят
на книге заглавие "Повести и рассказы А. М -- ого" и услышат от ловкого продавца, что это "Повести и
романы Александра Марлинского" -- и тотчас купят ее. Толкуйте им, что это "Три повести", да не те, что
это А.М-- ого, а не Александра Марлинского: они убеждены, что купили хорошие книги и очень дешево
-- по двугривенному за экземпляр, и ни за что на свете не захотят позволить себя разуверить. Да и зачем?
Оно и дешево и мило. Для подобных же авторов тоже хоть и дешево, да мило, т. е. хоть не блестящий, но
выгодный род спекуляции. В добрый час!
Примечания
35. "Моск. наблюдатель" 1838, май, ч. XVII, кн. 1 (ценз. разр. 11/VI), стр. 123--124. Без подписи.
36. Цитата из басни Крылова "Музыканты".
37. "Три повести" Н. Ф. Павлова.М., 1835.
Стр.1