Царедворец и светский
человек, Н.-М. в лит-ре являлся талантливым дилетантом. <...> Он пользовался у современников славой
русского Анакреонта. <...> В поэзии Н.-М. намечаются две струи: светско-салонная, французская, делающая
его непосредственным продолжателем легкой поэзии Сумарокова (некоторые песни Н.-М. являются
просто переделкой французских романсов - сюда же относятся его стихотворения "на случай" и
дружеские послания), и "народная", к-рую образуют стилизации Н.-М. под крестьянскую песню
(особенно популярна была из них "Выйду я на реченьку"). <...> Народными мотивами Н.-М. пользовался
своеобразно, на его романсах лежит явственный отпечаток искусственности. <...> Певец томной грусти и чувствительности, он интересен как типичный представитель легкой
дворянской поэзии эпохи просвещенного абсолютизма. <...>
Нелединский-Мелецкий.pdf
Б.-Г. Т. [Берхен-Глаголева Т.] Нелединский-Мелецкий // Литературная энциклопедия: В 11 т. -
[М.], 1929-1939.
Т. 7. -М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 708-709.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-7081.htm
НЕЛЕДИНСКИЙ-МЕЛЕЦКИЙ Юрий Александрович [1752-1828] - поэт. Принадлежал к высшей
аристократии. Служил в гвардии, занимал крупные административные посты. Царедворец и светский
человек, Н.-М. в лит-ре являлся талантливым дилетантом. Он пользовался у современников славой
русского Анакреонта. В поэзии Н.-М. намечаются две струи: светско-салонная, французская, делающая
его непосредственным продолжателем легкой поэзии Сумарокова (некоторые песни Н.-М. являются
просто переделкой французских романсов - сюда же относятся его стихотворения "на случай" и
дружеские послания), и "народная", к-рую образуют стилизации Н.-М. под крестьянскую песню
(особенно популярна была из них "Выйду я на реченьку"). Народными мотивами Н.-М. пользовался
своеобразно, на его романсах лежит явственный отпечаток искусственности. Диапазон лирики Н.-М.
крайне узок. Певец томной грусти и чувствительности, он интересен как типичный представитель легкой
дворянской поэзии эпохи просвещенного абсолютизма.
Библиография: I. Сочин., изд. А. Смирдина, СПБ, 1850 (вместе с сочин. бар. Дельвига);
Стихотворения, СПБ, 1876.
II. Венгеров С. А., Русская поэзии, вып. VII, СПБ, 1901 (подробная библиография); Мазаев М. Н.,
Культ любви, "Вестник всемирной истории", 1901,Љ10 (сент.); Любовная лирика XVIII в., с примеч. А.
Веселовской, СПБ, 1910; Розанов И. Н., Русская лирика,М., 1914.
Т. Б.-Г.
Стр.1