Цейтлин А. Некрасов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 7. -М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 678-706.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-6781.htm
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич [1821-1877] - виднейший русский революционнодемократический
поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе
Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с крестьянами,
бурных оргий его с крепостными любовницами и наглого издевательства над "затворницей"-женой. 11
лет Н. отдан был в Ярославскую гимназию, курса в к-рой он не окончил. По настоянию отца отправился
в 1838 в Петербург поступать на военную службу, но вместо того устроился вольнослушателем в
университет. Взбешенный отец перестал ему оказывать материальную поддержку, и Н. в течение ряда
лет пришлось претерпевать мучительную борьбу с нищетой. Уже в это время Н. привлекала к себе литра,
и в 1840 он при поддержке некоторых петербургских знакомых выпустил книжку своих стихов под
заглавием "Мечты и звуки", изобилующую подражаниями Жуковскому, Бенедиктову и пр. От
лирических опытов в духе романтического эпигонства молодой Некрасов вскоре обратился к
юмористическим жанрам: полным невзыскательного балагурства поэмам ("Провинциальный подьячий в
Петербурге"), водевилям ("Феоктист Онуфриевич Боб", "Вот что значит влюбиться в актрису"),
мелодрамам ("Материнское благословенье, или бедность и честь"), повестям о мелком петербургском
чиновничестве ("Макар Осипович Случайный") и пр. К 1843-1845 относятся первые издательские
предприятия Н. - "Физиология Петербурга", "Петербургский сборник", юмористический альманах
"Первое апреля" и пр. В 1842 произошло сближение Н. с кружком Белинского, оказавшее на молодого
поэта огромное идеологическое влияние. Великий критик высоко ценил его стихотворения "В дороге",
"Родина" и др. за срывание романтического флера с деревенской и усадебной действительности. С 1847
Н. оказался уже арендатором журнала "Современник", куда перешел из "Отечественных записок" и
Белинский. К половине 50-х гг. "Современник" завоевал себе огромные симпатии читающей публики;
одновременно с ростом его популярности росла и поэтическая слава самого Н. Во второй половине 50-х
гг. Н. сблизился с виднейшими представителями революционной демократии - Чернышевским и
Добролюбовым. Обострившиеся классовые противоречия не могли не отразиться и на журнале: редакция
"Современника" оказалась фактически расколотой на две группы: одна представляла либеральное
дворянство во главе с Тургеневым, Л. Толстым и примыкающим к ним крупным буржуа Вас. Боткиным -
течение, ратовавшее за умеренный реализм, за эстетическое "пушкинское" начало в лит-ре в противовес
сатирическому - "гоголевскому", пропагандировавшемуся демократической частью русской
"натуральной школы" 40-х гг. Эти лит-ые разногласия отражали углубившиеся по мере падения
крепостничества разногласия двух его противников - буржуазно-дворянских либералов, стремившихся
реформами крепостничества предотвратить угрозу крестьянской революции, и демократов, боровшихся
за полную ликвидацию феодально-крепостнического строя.
В начале шестидесятых годов антагонизм этих двух течений в журнале (подробнее об этом см.
статью "Современник") достиг предельной остроты. В происшедшем расколе Н. остался с
"революционными разночинцами", идеологами крестьянской демократии, боровшимися за революцию,
за "американский" тип развития капитализма в России и стремившимися сделать журнал легальной базой
своих идей. Именно к этому периоду наивысшего политического подъема движения относятся такие
произведения Некрасова, как "Поэт и гражданин" [1856], "Размышления у парадного подъезда" [1858] и
"Железная дорога" [1864]. Однако начало 60-х гг. принесло Некрасову новые удары - умер Добролюбов,
сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. В эпоху студенческих волнений, бунтов освобожденных
от земли крестьян и польского восстания журналу Н. было объявлено "первое предостережение", выход в
свет "Современника" приостанавливается, а в 1866, после выстрела Каракозова в Александра II, журнал
закрылся навсегда. С последней датой связан один из самых мучительных эпизодов социальной
биографии Н. - его хвалебная ода Муравьеву-вешателю, прочитанная поэтом в аристократическом
Английском клубе в надежде смягчить диктатора и предотвратить удар. Как и следовало ожидать,
диверсия Н. не имела успеха и не принесла ему ничего кроме яростных обвинений в ренегатстве и
горчайшего самобичевания: "Ликует враг, молчит в недоуменьи Вчерашний друг, качая головой. И вы, и
вы отпрянули в смущеньи, Стоявшие бессменно предо мной, Великие страдальческие тени..."
Через два года после закрытия "Современника" Н. арендовал у Краевского "Отечественные
записки" (см.) и сделал их боевым органом революционного народничества. На прославление последнего
направлены и такие произведения Н. 70-х гг., как поэмы "Дедушка", "Декабристки" (по цензурным
обстоятельствам названные "Русские женщины") и особенно неоконченная поэма "Кому на Руси жить
хорошо", в последней главе к-рой действует сын сельского дьячка Гриша Добросклонов: "Ему судьба
готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь".
Неизлечимая болезнь - рак прямой кишки, - на два последние года жизни приковавшая Н. к
Стр.1