Оригинал здесь - http://gumfak.narod.ru/biografiya/navrozckiy.html
Навроцкий Александр Александрович (1839-1914) - (1[13].03.1839-28.05[10.06].1914), писатель.
Родился в Петербурге. Служил по военно-судебному ведомству. В 1891 вышел в отставку в чине
генерал-лейтенанта. Литературный дебют Навроцкого - светский роман "Семейство Тарских" (1869). С н.
70-х выступал как поэт и драматург (драматические хроники "Стенька Разин", 1871; "Царевна Софья",
1874; стихотворение "Утес Стеньки Разина", 1870; и др.).
С 1879 - издатель и редактор православно-монархического журнала "Русская речь", привлек к
сотрудничеству таких писателей и публицистов, как А. Д. Градовский, И. А. Гончаров, Н. Я.
Данилевский, А. В. Круглов, Е. Л. Марков. Сам Навроцкий выступал здесь с многочисленными статьями,
стихотворениями и историческими драмами в стихах: "Последняя Русь" (1879, No 2), "Крещение
Литвы" (1879, No 9), "Иезуиты в Литве" (1880, No 9). В публицистических статьях ("Современные
этюды". 1880. No 3-6; "Внутреннее обозрение". 1881. No 4; "Самодержавие и конституционализм. 1881.
No 6) рассматривал острые вопросы текущей жизни. Утверждая, что русский царь неразрывно связан с
народом (связь эту пытается разорвать бюрократия) и что непременным элементом общественной жизни
является "предание" (вера и традиции предыдущих поколений), он подверг резкой критике
общественные увлечения эпохи реформ (атеизм, нигилизм, меркантилизм), в ходе которых "мы
промотали ту нравственную энергию и силу, которые преемственно получили от предков". (1880. No 3).
Критикуя в то же время и ряд элементов современного государственного устройства (всевластие
чиновничества, "классическая" реформа образования и т. д.), Навроцкий призывал к "мелкой,
постепенной работе", к "борьбе на нелегальном поле", считая, что в "основу всех предстоящих реформ
должна лечь реформа человека", а для этого необходимы "полная свобода совести, привлечение частной
энергии к поднятию нравственного идеала, к идейной борьбе с развившимся злом, строгая экономия и
возможно широкое участие представителей народа в разрешении различных вопросов государственной и
общественной жизни" (1881, No 4).
Стихи Навроцкого собраны в сб. "Картины минувшего" (СПб., 1881; на кн. был наложен арест,
вышла после перепечатки ряда страниц), "Светочи Русской земли" (СПб., 1896), "Сказания
минувшего" (кн. 1-3, СПб., 1896-1902), "По Волге. Волжские былины и сказки в стихах" (СПб., 1903);
они печатались также в журналах "Русский вестник" (1903-04), "Мирный труд" (1905, 1907),
"Светоч" (1910).
Навроцкий считал, что "великие основы русского государства: самодержавие, православие,
народность - не суть пустые звуки. Они существуют. На них зиждется и стоит русское государство".
С 1903 Навроцкий член "Русского собрания". С 1900 - член Литературно-художественного
общества. Продолжал писать исторические драмы: "Дарья Осокина, купеческая дочь" (СПб., 1904),
"Осада Ростова" ("Русский вестник", 1906, No 5, 6), "Лихолетье" (СПб., 1910), "Артемий Петрович
Волынский" (СПб., 1910) и др. На сцене Народного дома в Петербурге с 1900 с течение нескольких лет
шла "драматическая быль" "Иван Разбойник, или Грехам не съесть, пока совесть есть". За трагедию в
стихах "Государь-царь Иоанн III Васильевич" Навроцкий был удостоен в 1901 почетного отзыва при
присуждении АН Пушкинской премии.
Ист.: Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. Т. 4.М., 1999.
Оригинал здесь - http://www.hrono.info/biograf/bio_n/navrocki.html
Навроцкий (псевдоним - Н.А.Вроцкий), Александр Александрович [1(13).III.1839, Петербург, -
28.V(10.VI).1914] - русский писатель. Служил по военно-судебному ведомству. В 1891 году вышел в
отставку в чине генерал-лейтенанта. Литературный дебют Н. - светский роман "Семейство
Тарских" (1869) был отрицательно встречен критикой, отмечавшей его пустоту и надуманность сюжета.
С начала 70-х годов выступал как поэт и драматург (драматические хроники "Стенька Разин", 1871,
"Царевна Софья", 1874, стихотворение "Утес Стеньки Разина", 1870 и др.), в которых сказались
умеренно либеральные тенденции. В 1879-1883 годах Н. издавал журнал монархического направления
"Русская речь", где резко выступал против прогрессивной литературы, "западных социалистов" и
революционных народников. Там же опубликовал исторические драмы "Последняя Русь", "Крещение
Литвы" (1879), "Иезуиты в Литве" (1880). Для Н. характерно консервативно-славянофильское понимание
истории России. Исторические стихотворения и хроники вошли в сборник Н. "Картины
минувшего" (1881). Одно из последних его произведений - трагедия "Государь-царь Иоанн III
Васильевич" (1897, опубл. 1903). Н. стилизовал свои стихи под строй народных песен и романтических
баллад. Его поэтические удачи связаны с образом Степана Разина: "Утес" стал популярной песней
революционной молодежи, хроника "Стенька Разин" в 1872 году переделана в революционном духе
Стр.1