Н. И. Надеждин
"Борский", соч. A. Подолинского
(СПб., В типографии X. Гинца, 1829)
Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. -М., 1972.
Оригинал здесь -- http://www.philolog.ru/filolog/writer/nadejdin.htm
Nunc satis est dixisse: "Ego mira poуmata pango!
Horat. {*}
{* Ныне довольно сказать: "Я чудесно стихи сочиняю!" Гораций (лат.). -- Ред.}
Еще новые роды на нашем Парнасе: еще новая романтическая поэмка! От всего сердца
поздравляем русскую поэзию! Ее эпическое богатство приумножается беспрестанно: оно растет не по
дням, а по часам! Не успели еще мы износить Дурацкого колпака, осмотреться в Пещере Кудеяра,
побеседовать с Марьей Власьевной Томской и Фролом Савичем Калугиным, прогуляться с Бала на
кладбище и совершить вторично шумную ночную экспедицию с Графом Нулиным -- как на небосклоне
словесности нашей выкатывается новое романтически- эпическое светильце -- Борский!.. Не наводя
критического телескопа, литературные верхогляды по одному наружному виду могут легко догадаться, к
какой системе принадлежит сия новая блестка и вокруг какого солнца она вращается. Это есть также
небольшое галантерейное стихотвореньице, украшенное, по обычаю, всеми прелестями типографического
искусства! Тонкая веленевая бумага, живописный шрифт, сияющая обертка -- все показывает, что
Борский есть достойный сопутник Евгениев. Налюбовавшись досыта его внешнею доброзрачностью, мы
позволяем себе теперь заглянуть и внутрь его сквозь стекло критики. Работа для глаз не очень легкая!.. На
осмидесяти двух тоненьких страничках, составляющих всю материальную толщу сей поэмки, умещаются
целые две части, состоящие из двенадцати глав. Это стоит публикуемых в "Московских ведомостях"
чтений, уписываемых на пространстве серебряного пятикопеешника!.. Но -- делать нечего! На что ж и
глаза, как не на то, чтобы смотреть и видеть?
"Борский" есть романтическая поэмка! Так, по крайней мере, предполагаем пока называть все
подобные поэтические произведеньица, в коих необузданное самовластие гения посмеивается всем доселе
существовавшим размежеваниям поэтического мира. Несмотря на смешение всех родов поэзии,
составляющее отличительный характер таковых поэмок, нельзя, однако ж, не различить, что во всех их
рассказ составляет канву, изузориваемую лирическими цветами и драматическими картинами. Это дает
им рельеф эпический!.. Да не оскорбляются тени Гомеров и Вергилиев! Вατραχομνομαχια и Culex разве не
слывут эпопеями?.. Шутки на сторону! Но -- такой эпический урожай на бесплодной почве нашей
литературы заслуживает внимания. Было время, когда наши поэты, упоенные лирическим одушевлением,
за недостатком лир, бренчали даже на балалайках -- и все... лирически?.. Одам и гимнам -- продору
{проход, дорога. -- Ред.} не было! Не проходило ни одного храмового праздника, который не был бы
воспет приходским рифмачом в торжественной оде; не случалось ни одного благодарственного
молебствия -- хотя бы то было после долговременного безведрия, -- при котором бы звон колоколов не
аккомпанируем был хорами гимнов. Вакхическое упоение масляничных подвижников проторгалось в
шумных дифирамбах; и печальное безмолвие чистого понедельника настроивало поэтические души к
заунывным элегиям. Все это прошло, все миновалось!.. Ни на одной табачной обертке не сыскать теперь
заглавного имени ода, -- имени, которое приучалась выводить рука всякого новициата, посвящающего
себя на служение рифме! Лирическая мания, обуевавшая всю нашу литературу, испустила свой последний
вздох в баладах, эпидемически также свирепствовавших на нашем Парнасе: и с тех пор -- переход,
конечно, не очень далекий! -- в поэзии нашей воцарилось решительно эпическое направление. Что бы это
значило?.. Не по системе ли плодопеременного хозяйства экономные Музы, чтобы предотвратить
совершенное истощение поэтической нашей почвы, благоразумно прибегнули к подобному севообороту?..
Или нет ли в национальном характере нашей поэзии особенного внутреннего предрасположения к
эпопее?.. Разбирая внимательно метрические книги поэтического нашего мира, мы не можем не
согласиться, что оригинальные произведения нашей чисто народной поэзии носят характер эпический.
Стр.1