Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский язык и литература в школе: современные формы активизации деятельности обучающихся. Материалы к урокам (220,00 руб.)

0   0
АвторыСафонова Наталья Николаевна, Кашкарева Алена Петровна, Ермаковская Татьяна Александровна, Параскева Елена Владимировна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц106
ID840534
АннотацияМетодическое пособие содержит необходимые материалы для разработки, конструирования, организации и проведения занятий по русскому языку и литературе в школе с использованием форм активизации деятельности обучающихся на уроках. Рекомендуется учителям русского языка и литературы, студентам направления подготовки «Педагогическое образование». Пособие создано по запросам учителей ХМАО – Югры после проведения курсов повышения квалификации и методических площадок.
Русский язык и литература в школе: современные формы активизации деятельности обучающихся. Материалы к урокам : методическое пособие для учителей общеобразовательных школ / Н. Н. Сафонова, А. П. Кашкарева, Т. А. Ермаковская, Е. В. Параскева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 106 с. — URL: https://rucont.ru/efd/840534 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_язык_и_литература_в_школе_современные_формы_активизации_деятельности_обучающихся._Материалы_к_урокам.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н.Н. Сафонова, А.П. Кашкарева, Т.А. Ермаковская, Е.В. Параскева Русский язык и литература в школе: современные формы активизации деятельности обучающихся Материалы к урокам МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для учителей общеобразовательных школ Сургут, 2023 1
Стр.1
УДК 373.5.016: 811.161.1:82 ББК 74.268.0 Р 89 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Гаврилов Виктор Викторович, кандидат педагогических наук, доцент БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Авторы: Н.Н. Сафонова, А.П. Кашкарева, Т.А. Ермаковская, Е.В. Параскева Русский язык и литература в школе: современные формы активизации деятельности Р 89 обучающихся. Материалы к урокам : методическое пособие для учителей общеобразовательных школ / Н. Н. Сафонова, А. П. Кашкарева, Т. А. Ермаковская, Е. В. Параскева ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 105, [1] с. – Текст : непосредственный. Методическое пособие содержит необходимые материалы для разработки, конструирования, организации и проведения занятий по русскому языку и литературе в школе с использованием форм активизации деятельности обучающихся на уроках. Рекомендуется учителям русского языка и литературы, студентам направления подготовки «Педагогическое образование». Пособие создано по запросам учителей ХМАО – Югры после проведения курсов повышения квалификации и методических площадок. УДК 373.5.016: 811.161.1:82 ББК 74.268.0 © Сафонова Н.Н., Кашкарева А.П., Ермаковская Т.А., Параскева Е.В., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................................................................ 4 Часть I. Нормативное обеспечение преподавания русского языка и литературы в школе ............ 6 Часть II. Формы проведения занятий как инструмент повышения активности и мотивации обучающихся на уроках и внеучебных занятиях по русскому языку и литературе ........................ 8 2.1. Игры ........................................................................................................................................ 8 Брейн-ринг («Читательская дуэль») .................................................................................................. 8 Брейн-ринг («Тайны русского языка») ............................................................................................. 15 Интеллектуальный марафон .............................................................................................................. 18 Квест-игры («Литературный винегрет», «ЛитИгра», «Литературные места нашего города») ....... 21 Приключенческая игра ...................................................................................................................... 25 Квиз .................................................................................................................................................... 29 Имитационные игры (деловая игра «Креативный отдел», деловая игра «Редколлегия журнала», «Пресс-конференция с автором», «Письмо литературному персонажу», «Литературный турнир») ................................................................................................................... 32 Дидактические игры («Чепуха», «Снежный ком», «Дополнить текст», «Рассказ по кругу», «Вопросы по тексту») ....................................................................................... 35 2.2. Конкурсы ................................................................................................................................ 36 Фотоконкурс «Литература в лицах» ................................................................................................. 36 Конкурс эссе «Открой книгу – и целый мир!» ................................................................................. 40 Конкурс социальной рекламы «Мой выбор литература» ................................................................. 41 Конкурс мотиваторов «Читай!» ........................................................................................................ 43 Конкурс экранизаций «Классика жанров» ........................................................................................ 44 Конкурс «Маски литературных героев» ........................................................................................... 47 Конкурс ораторского мастерства ...................................................................................................... 47 Конкурс лепбуков .............................................................................................................................. 50 Конкурс лингвистических газет ........................................................................................................ 52 Конкурс буклетов и листовок по русскому языку ............................................................................ 54 Конкурс социальной рекламы. Социальные видеоролики ............................................................... 57 Конкурсы на лучшую визуализацию информации ........................................................................... 59 Конкурс литературных мемов ........................................................................................................... 60 Конкурс интерактивных плакатов ..................................................................................................... 61 2.3. Коммуникационные площадки .............................................................................................. 63 Круглый стол «Права читателя» ....................................................................................................... 63 Стендап .............................................................................................................................................. 65 Дебаты ................................................................................................................................................ 67 Дискуссия ........................................................................................................................................... 73 Открытое пространство ..................................................................................................................... 74 2.4. Олимпиады ............................................................................................................................. 77 2.5. Литературная гостиная .......................................................................................................... 85 2.6. Акции и флешмобы ................................................................................................................ 92 Послесловие ....................................................................................................................................... 98 Учебно-методическое и программное обеспечение ..................................................................... 100 Приложения ...................................................................................................................................... 102 3
Стр.3
Введение Одна из главных проблем современной школы – это отсутствие у ребенка интереса к учению. У кого-то этот интерес даже не появляется, а кто-то утрачивает его со временем. Как поддержать интерес школьника к обучению? Пожалуй, это одна из самых важных, но и сложных методических проблем. А решать ее нужно обязательно, каждому учителю, на каждом уроке! Потому что учение будет успешным только когда ученику интересно учиться. Не секрет, что русский язык и литература – одни из самых сложных школьных предметов. Заставить учить с удовольствием правила орфографии и пунктуации русского языка, факты из биографии писателей НЕЛЬЗЯ! Это педагогическая аксиома. Можно увлечь, заинтересовать. Важной побуждающей силой к учению выступают способы организации образовательной деятельности, позволяющие создать необходимую мотивацию как для формирования действенных знаний, так и для самосовершенствования. Преобладание активных, интерактивных методов, которые усиливают познавательную деятельность школьников, придает отношениям обучающегося и преподавателя характер Сотворчества и СОдружества. Школьник начинает оценивать процесс обучения не только с позиции полезности его результатов, но и приобретает положительный эмоциональный опыт, который может и должен транслироваться в школьные годы. Готовя настоящее пособие, его авторы ставили своей целью, обобщив накопленный опыт, помочь учителям-практикам ответить на актуальный вопрос: Как соединить в работе со школьниками познание – с эмоциональной разрядкой, освоение новых навыков – с игрой, вдумчивое чтение – с развлечением? Очевидно, что необходимость создания новых условий организации образовательного процесса обусловлена требованиями ФГОС и современными потребностями школьников в обучении, которых все труднее становится мотивировать к учебе. На сегодняшний день одна из задач, стоящая перед школьным учителем-словесником, – внедрение современных подходов при проектировании уроков русского языка и литературы. Справедливо заметил доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Чертов, что важно «определиться с тем, какие стратегии (планы действий) развития литературного образования, а также стратегии развития методической науки представляют в настоящий момент наибольшую значимость, в каком сочетании они могут достигать необходимого, желанного для педагогов и для обучающихся (а в конечном счете – и для общества) результата»1. В XXI веке миссию учителя русского языка и литературы можно определить следующим образом: обучение и воспитание средствами филологических дисциплин грамотного, высоконравственного, ответственного и инициативного обучающегося, способного к творческой инновационной деятельности (в том числе и в цифровой среде). Таким образом, без применения инновационных образовательных технологий в преподавании филологических дисциплин эта миссия невозможна. «Технологические (интернет-технологии, компьютерные обучающие программы, технологии дистанционного обучения) и педагогические (новые методы и приемы обучения) инновации … меняют характер преподавательской деятельности. <…> При применении в учебном процессе разнообразных форм проведения занятий сам образовательный процесс становится более привлекательным и интересным в содержательном плане»2. Теоретический и практический материал, представленный в пособии, представляет собой единую систему, направленную на решение проблем включения современных методических приемов, форм организации деятельности школьников в образовательный процесс. По нашему убеждению, все разнообразные варианты/сценарии проведения уроков или их фрагментов, которые предлагаются в данном пособии, – наиболее эффективные средства для возникновения образовательной коммуникации, творческого поиска, переосмысления базовых условий организации школьной жизни. Кроме того, наша позиция состоит в том, что определяющим фактором формирования у школьников потребности в чтении, необходимости обращения к книге, понимания важности Слова и работы с ним на уроках русского языка и литературы является сам учитель как профессионал и личность. Готовность учителя-словесника к интерпретации профессиональных знаний с использованием новых ИКТ, внедрению в учебный процесс активных методов и современных образовательных техно1 Чертов В.Ф. Современные стратегии развития литературного образования // Современное литературное образование: традиции и стратегии развития. XXVII Голубковские чтения: материалы международной научнопрактической конференции / отв. ред. В.Ф. Чертов. – М., 2020. – С. 6-7. 2 Сафонова Н.Н. Инновационные технологии в обучении студентов // Наука, образование, обучение: актуальные вопросы и современные аспекты: сб. науч. трудов по мат-лам Международной научно-практической конференции, 20 ноября, 2020 года. – Екатеринбург: Профессиональная наука, 2020. – С. 24-29. 4
Стр.4
логий, позволит ему создать благоприятные условия для формирования у школьников умения работать в команде, креативности, коммуникабельности, что поддержит их интеллектуальное любопытство и разовьет когнитивную гибкость. Данное издание состоит из двух частей, библиографического списка и приложений. В первой части излагаются общие рекомендации по организации уроков русского языка и литературы в современной школе, подчеркивается общее в системе изучения школьниками этих предметов. Во второй части предлагаются примеры современных (или традиционных, но с обновленным содержанием) форм работы, которые можно использовать при проведении уроков, так и для организации внеурочной деятельности. Все указанные авторами методические приемы, современные образовательные подходы, формы занятий включают необходимые структурные элементы: цель, оборудование, возраст и количество участников, время проведения, положение о проведении (если это необходимо), правила проведения и примеры. Авторами пособия отобраны также цифровые инструменты, которые помогут учителю-предметнику во время подготовки урока, знакомство с электронными образовательными ресурсами позволит как студентам-филологам, так и учителями-практиками овладеть современными способами трансляции знаний. В предлагаемом пособии мы рекомендуем учителю организовать единый процесс классной и внеклассной работы, основываясь на принципе взаимопроникновения урочной и внеурочной деятельности. Достичь этого можно посредством единства целей и задач, наличия логических связей и преемственности, взаимосвязи и взаимовлияния приемов и форм, организации исследовательской деятельности учащихся. То есть преимущество форм, которые собраны в данном пособии, заключается в том, что они одинаково эффективны как на уроках словесности, так и во внеурочной деятельности по предметам. Одна и та же форма, например, может быть использована в рамках урока на этапе обобщения материала, способствуя раскрытию творческих способностей учеников, формированию у школьников умения работать в команде, креативности, коммуникабельности, а может и быть вариантом проведения контроля. Кроме того, в методическом издании достаточно идей для организации и проведения предметной недели (декады) как способа формирования нового отношения к познанию, что возможно только посредством открытого социально-педагогического взаимодействия в активных формах образовательной и социокультурной деятельности. Авторы пособия надеются, что предложенные ими варианты проведения занятий (или их фрагментов) помогут учителям-словесникам в определении стратегических направлений деятельности, перспектив развития, кроме того, убедят в плодотворности сотрудничества в рамках учебнообразовательной триады – «школа – ученик – семья». 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ