ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н.Н. Сафонова, А.П. Кашкарева,
Т.А. Ермаковская, Е.В. Параскева
Русский язык и литература в школе:
современные формы активизации
деятельности обучающихся
Материалы к урокам
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для учителей общеобразовательных школ
Сургут, 2023
1
Стр.1
УДК 373.5.016: 811.161.1:82
ББК 74.268.0
Р 89
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Гаврилов Виктор Викторович, кандидат педагогических наук, доцент
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Авторы:
Н.Н. Сафонова, А.П. Кашкарева, Т.А. Ермаковская, Е.В. Параскева
Русский язык и литература в школе: современные формы активизации деятельности
Р 89
обучающихся. Материалы к урокам : методическое пособие для учителей общеобразовательных
школ / Н. Н. Сафонова, А. П. Кашкарева, Т. А. Ермаковская, Е. В. Параскева ; Департамент
образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2023. – 105, [1] с. – Текст : непосредственный.
Методическое пособие содержит необходимые материалы для разработки, конструирования, организации
и проведения занятий по русскому языку и литературе в школе с использованием форм активизации
деятельности обучающихся на уроках. Рекомендуется учителям русского языка и литературы, студентам
направления подготовки «Педагогическое образование».
Пособие создано по запросам учителей ХМАО – Югры после проведения курсов повышения квалификации
и методических площадок.
УДК 373.5.016: 811.161.1:82
ББК 74.268.0
© Сафонова Н.Н., Кашкарева А.П., Ермаковская Т.А., Параскева Е.В., 2023
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................................................................ 4
Часть I. Нормативное обеспечение преподавания русского языка и литературы в школе ............ 6
Часть II. Формы проведения занятий как инструмент повышения активности и мотивации
обучающихся на уроках и внеучебных занятиях по русскому языку и литературе ........................ 8
2.1. Игры ........................................................................................................................................ 8
Брейн-ринг («Читательская дуэль») .................................................................................................. 8
Брейн-ринг («Тайны русского языка») ............................................................................................. 15
Интеллектуальный марафон .............................................................................................................. 18
Квест-игры («Литературный винегрет», «ЛитИгра», «Литературные места нашего города») ....... 21
Приключенческая игра ...................................................................................................................... 25
Квиз .................................................................................................................................................... 29
Имитационные игры (деловая игра «Креативный отдел», деловая игра «Редколлегия журнала»,
«Пресс-конференция с автором», «Письмо литературному персонажу»,
«Литературный турнир») ................................................................................................................... 32
Дидактические игры («Чепуха», «Снежный ком», «Дополнить текст»,
«Рассказ по кругу», «Вопросы по тексту») ....................................................................................... 35
2.2. Конкурсы ................................................................................................................................ 36
Фотоконкурс «Литература в лицах» ................................................................................................. 36
Конкурс эссе «Открой книгу – и целый мир!» ................................................................................. 40
Конкурс социальной рекламы «Мой выбор литература» ................................................................. 41
Конкурс мотиваторов «Читай!» ........................................................................................................ 43
Конкурс экранизаций «Классика жанров» ........................................................................................ 44
Конкурс «Маски литературных героев» ........................................................................................... 47
Конкурс ораторского мастерства ...................................................................................................... 47
Конкурс лепбуков .............................................................................................................................. 50
Конкурс лингвистических газет ........................................................................................................ 52
Конкурс буклетов и листовок по русскому языку ............................................................................ 54
Конкурс социальной рекламы. Социальные видеоролики ............................................................... 57
Конкурсы на лучшую визуализацию информации ........................................................................... 59
Конкурс литературных мемов ........................................................................................................... 60
Конкурс интерактивных плакатов ..................................................................................................... 61
2.3. Коммуникационные площадки .............................................................................................. 63
Круглый стол «Права читателя» ....................................................................................................... 63
Стендап .............................................................................................................................................. 65
Дебаты ................................................................................................................................................ 67
Дискуссия ........................................................................................................................................... 73
Открытое пространство ..................................................................................................................... 74
2.4. Олимпиады ............................................................................................................................. 77
2.5. Литературная гостиная .......................................................................................................... 85
2.6. Акции и флешмобы ................................................................................................................ 92
Послесловие ....................................................................................................................................... 98
Учебно-методическое и программное обеспечение ..................................................................... 100
Приложения ...................................................................................................................................... 102
3
Стр.3
Введение
Одна из главных проблем современной школы – это отсутствие у ребенка интереса к учению.
У кого-то этот интерес даже не появляется, а кто-то утрачивает его со временем. Как поддержать
интерес школьника к обучению? Пожалуй, это одна из самых важных, но и сложных методических
проблем. А решать ее нужно обязательно, каждому учителю, на каждом уроке! Потому что учение
будет успешным только когда ученику интересно учиться. Не секрет, что русский язык и литература –
одни из самых сложных школьных предметов. Заставить учить с удовольствием правила орфографии
и пунктуации русского языка, факты из биографии писателей НЕЛЬЗЯ! Это педагогическая аксиома.
Можно увлечь, заинтересовать.
Важной побуждающей силой к учению выступают способы организации образовательной деятельности,
позволяющие создать необходимую мотивацию как для формирования действенных
знаний, так и для самосовершенствования. Преобладание активных, интерактивных методов, которые
усиливают познавательную деятельность школьников, придает отношениям обучающегося и
преподавателя характер Сотворчества и СОдружества. Школьник начинает оценивать процесс обучения
не только с позиции полезности его результатов, но и приобретает положительный эмоциональный
опыт, который может и должен транслироваться в школьные годы.
Готовя настоящее пособие, его авторы ставили своей целью, обобщив накопленный опыт, помочь
учителям-практикам ответить на актуальный вопрос: Как соединить в работе со школьниками
познание – с эмоциональной разрядкой, освоение новых навыков – с игрой, вдумчивое чтение –
с развлечением?
Очевидно, что необходимость создания новых условий организации образовательного процесса
обусловлена требованиями ФГОС и современными потребностями школьников в обучении, которых
все труднее становится мотивировать к учебе. На сегодняшний день одна из задач, стоящая перед
школьным учителем-словесником, – внедрение современных подходов при проектировании
уроков русского языка и литературы. Справедливо заметил доктор педагогических наук, профессор
В.Ф. Чертов, что важно «определиться с тем, какие стратегии (планы действий) развития литературного
образования, а также стратегии развития методической науки представляют в настоящий момент
наибольшую значимость, в каком сочетании они могут достигать необходимого, желанного
для педагогов и для обучающихся (а в конечном счете – и для общества) результата»1. В XXI веке
миссию учителя русского языка и литературы можно определить следующим образом: обучение
и воспитание средствами филологических дисциплин грамотного, высоконравственного, ответственного
и инициативного обучающегося, способного к творческой инновационной деятельности
(в том числе и в цифровой среде). Таким образом, без применения инновационных образовательных
технологий в преподавании филологических дисциплин эта миссия невозможна. «Технологические
(интернет-технологии, компьютерные обучающие программы, технологии дистанционного обучения)
и педагогические (новые методы и приемы обучения) инновации … меняют характер преподавательской
деятельности. <…> При применении в учебном процессе разнообразных форм проведения
занятий сам образовательный процесс становится более привлекательным и интересным
в содержательном плане»2.
Теоретический и практический материал, представленный в пособии, представляет собой единую
систему, направленную на решение проблем включения современных методических приемов,
форм организации деятельности школьников в образовательный процесс. По нашему убеждению,
все разнообразные варианты/сценарии проведения уроков или их фрагментов, которые предлагаются
в данном пособии, – наиболее эффективные средства для возникновения образовательной коммуникации,
творческого поиска, переосмысления базовых условий организации школьной жизни.
Кроме того, наша позиция состоит в том, что определяющим фактором формирования у школьников
потребности в чтении, необходимости обращения к книге, понимания важности Слова и работы
с ним на уроках русского языка и литературы является сам учитель как профессионал и личность.
Готовность учителя-словесника к интерпретации профессиональных знаний с использованием новых
ИКТ, внедрению в учебный процесс активных методов и современных образовательных техно1
Чертов В.Ф. Современные стратегии развития литературного образования // Современное литературное образование:
традиции и стратегии развития. XXVII Голубковские чтения: материалы международной научнопрактической
конференции / отв. ред. В.Ф. Чертов. – М., 2020. – С. 6-7.
2 Сафонова Н.Н. Инновационные технологии в обучении студентов // Наука, образование, обучение: актуальные
вопросы и современные аспекты: сб. науч. трудов по мат-лам Международной научно-практической конференции,
20 ноября, 2020 года. – Екатеринбург: Профессиональная наука, 2020. – С. 24-29.
4
Стр.4
логий, позволит ему создать благоприятные условия для формирования у школьников умения работать
в команде, креативности, коммуникабельности, что поддержит их интеллектуальное любопытство
и разовьет когнитивную гибкость.
Данное издание состоит из двух частей, библиографического списка и приложений. В первой
части излагаются общие рекомендации по организации уроков русского языка и литературы в современной
школе, подчеркивается общее в системе изучения школьниками этих предметов. Во второй
части предлагаются примеры современных (или традиционных, но с обновленным содержанием)
форм работы, которые можно использовать при проведении уроков, так и для организации
внеурочной деятельности. Все указанные авторами методические приемы, современные образовательные
подходы, формы занятий включают необходимые структурные элементы: цель, оборудование,
возраст и количество участников, время проведения, положение о проведении (если это необходимо),
правила проведения и примеры. Авторами пособия отобраны также цифровые инструменты,
которые помогут учителю-предметнику во время подготовки урока, знакомство с электронными образовательными
ресурсами позволит как студентам-филологам, так и учителями-практиками овладеть
современными способами трансляции знаний.
В предлагаемом пособии мы рекомендуем учителю организовать единый процесс классной
и внеклассной работы, основываясь на принципе взаимопроникновения урочной и внеурочной деятельности.
Достичь этого можно посредством единства целей и задач, наличия логических связей
и преемственности, взаимосвязи и взаимовлияния приемов и форм, организации исследовательской
деятельности учащихся. То есть преимущество форм, которые собраны в данном пособии, заключается
в том, что они одинаково эффективны как на уроках словесности, так и во внеурочной деятельности
по предметам. Одна и та же форма, например, может быть использована в рамках урока
на этапе обобщения материала, способствуя раскрытию творческих способностей учеников, формированию
у школьников умения работать в команде, креативности, коммуникабельности, а может
и быть вариантом проведения контроля. Кроме того, в методическом издании достаточно идей для
организации и проведения предметной недели (декады) как способа формирования нового отношения
к познанию, что возможно только посредством открытого социально-педагогического взаимодействия
в активных формах образовательной и социокультурной деятельности.
Авторы пособия надеются, что предложенные ими варианты проведения занятий (или их
фрагментов) помогут учителям-словесникам в определении стратегических направлений деятельности,
перспектив развития, кроме того, убедят в плодотворности сотрудничества в рамках учебнообразовательной
триады – «школа – ученик – семья».
5
Стр.5