Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Библиографическое описание электронных ресурсов (220,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц124
ID83889
АннотацияВ учебном пособии раскрываются теоретико-методические основы библио- графического описания электронных ресурсов, а также библиографических ссылок на них. Материал излагается в форме консультаций. Нормативные требования иллюстрируются многочисленными схемами и примерами.
Кому рекомендованоДля студентов специальности 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность" библиотечно-информационных специалистов
Библиографическое описание электронных ресурсов / Ю.А. Елисеева .— : [Б.и.], 2009 .— 124 с. — URL: https://rucont.ru/efd/83889 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

…67 Типовые примеры библиографических ссылок на электронные ресурсы………………………………….. <...> Последний аспект особенно важен, поскольку библиографическое описание электронных ресурсов – сфера их социокультурной проявленности. <...> Предлагая этот термин, мы имеем в виду прежде всего наличие всех необходимых библиографических сведений, позволяющих составить общее представление об объекте описания и идентифицировать (распознать) его в информационно-поисковом массиве. <...> Однако оно будет полезно библиотечно-информационным специалистам-практикам и всем, кому по роду своей деятельности приходится создавать библиографические описания электронных ресурсов и ссылаться на них с библиографических позиций. <...> 6 Консультация 1 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ Что означает термин «электронные ресурсы»? <...> Электронные ресурсы Электронные документы Опубликованные электронные документы Неопубликованные электронные документы Непубликуемые электронные документы Электронные издания Недокументированная электронная информация Схема 1. <...> Состав электронных ресурсов 7 Однако на практике под электронными ресурсами стали понимать только электронные документы в виде множества (коллекции). <...> Принятие двух базовых с т а н д а р т о в в области каталогизации электронных ресурсов – ГОСТ 7.82–2001 «Библиографическая запись. <...> Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.83–2001 «Электронные издания. <...> Если опубликованный электронный документ преднамеренно создается для ознакомления с ним неограниченного круга лиц и обеспечивается для этого средствами доступа, то электронное издание как его разновидность проходит редакционно-издательскую обработку, предназначается для распространения в неизменном виде и имеет выходные сведения. <...> Сравнительный анализ семантики терминов «электронные ресурсы <...>
Библиографическое_описание_электронных_ресурсов.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЕВА» Ю. А. ЕЛИСЕЕВА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ  УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Саранск Издательство Мордовского университета 2009
Стр.1
УДК 01:005:025.135 ББК Ч73 Е515 Р е ц е н з е н т ы : ООО «Интернет-Дом» (генеральный директор кандидат технических наук К. А. Лещанкин); заведующий отделом «Книжная палата» ГУК «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия» Л. Н. Чигина Елисеева Ю. А. Е515 Библиографическое описание электронных ресурсов : учеб. пособие / Ю. А. Елисеева. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 124 с. ISBN В учебном пособии раскрываются теоретико-методические основы библиографического описания электронных ресурсов, а также библиографических ссылок на них. Материал излагается в форме консультаций. Нормативные требования иллюстрируются многочисленными схемами и примерами. Для студентов специальности 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность», библиотечно-информационных специалистов, всех, кто стремится повысить уровень своей информационной культуры в сфере работы с электронными ресурсами. УДК 01:005:025.135 ББК Ч73 ISBN © Елисеева Ю. А., 2009 © Оформление. Издательство Мордовского университета, 2009 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение…….…………………………………………………………………..…..…..4 Консультация 1. Электронные ресурсы как объект библиографического описания.……………………….…7 Консультация 2. Зарубежный и отечественный опыт библиографического описания электронных ресурсов…………………………….……….18 Консультация 3. Стандартизация библиографического описания электронных ресурсов в РФ………….…………………...25 Приложение А. Типовые примеры библиографических описаний электронных ресурсов………………………………..……58 Консультация 4. Библиографическая ссылка на электронные ресурсы………………………………..…67 Приложение Б. Типовые примеры библиографических ссылок на электронные ресурсы…………………………………..78 Список использованных источников………………………..……………………81 Хрестоматия………………………………………………………………………….…84 Словарь терминов………………………………………..……………………….……98 Практикум………………………………………………………………………..……...115 Заключение……………………….…………………………………………..…………123 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Развитие компьютерной техники и появление информационных сетей дали толчок бурному росту электронных ресурсов. Необходимость их эффективного учета и поиска не ставится под сомнение; и все же в общественном сознании электронные ресурсы пока предстают как особые документы, правила работы с которыми складываются стихийно и далеки от какой бы то ни было стандартизации. Между тем специфика информационной среды, в которой бытийствуют электронные ресурсы, не отменяет определенных нормативов в области их создания, оформления, классификации, описания с позиций библиографических характеристик. Последний аспект особенно важен, поскольку библиографическое описание электронных ресурсов – сфера их социокультурной проявленности. Эта сфера остро нуждается в унификации, однако единообразия методических приемов и итоговых результатов пока не достигнуто. Резкий разрыв между сущим и должным, на наш взгляд, обусловливается несколькими причинами. Во-первых, для электронных ресурсов сегодня характерна двойственность статуса. С одной стороны, они маркируют становление информационного общества, а с другой – вызывают недоверие и опасения у многих специалистов из-за своей непроверенности. Амбивалентность взглядов на роль электронных ресурсов в современном обществе порождает у пользователей бессознательную установку на необязательность, «несерьезность» их библиографической фиксации. Во-вторых, электронные ресурсы в силу атрибутивных свойств (полизнаковости, нелинейности, изменчивости и др.) нуждаются в особой методике библиографического описания, суть которой лучше всего передает выражение «золотая середина». Очевидно, что она должна базироваться на методике библиографического описания традиционных документов (то есть выступать как частная методика по отношению к общей). Однако эта частная методика не должна подгонять уникальные характеристики электронных ресурсов под особенности печатных изданий. Если опасности нивелировки не удастся избежать, мы получим «красивое», но нежизнеспособное библиографическое описание: его не только трудно создавать, но и неудобно использовать. К сожалению, зарубежная и особенно отечественная практика библиографического описания электронных ресурсов богата подобными примерами. В-третьих, электронная среда развивается настолько стремительно, что имеющиеся правила описания электронных ресурсов просто не успевают за ее динамикой. В результате возникает противоречие между теорией и практикой. В конце 90-х гг. прошлого века, когда в нашей стране велась разработка профильного рассматриваемой проблеме стандарта, казалось, что он отразит все многообразие электронных ресурсов. Прошло всего несколько лет, и стали очевидны его содержательные ограничения. Было бы явным преувеличением утверждать, что зарубежные библиотеки и информационные 4
Стр.4
службы, которые гораздо раньше столкнулись с проблемой обработки электронных ресурсов, сейчас легко и однотипно каталогизируют их, – трудности существуют и там. Пытаясь оптимизировать методику библиографического описания электронных ресурсов, отечественные и зарубежные специалисты реализуют разнообразные проекты стандартизации и унификации библиографического описания электронных ресурсов, в том числе корпоративные (основанные на объединении усилий ряда организаций). Успешность подобных проектов напрямую зависит от библиографического качества электронных ресурсов. Предлагая этот термин, мы имеем в виду прежде всего наличие всех необходимых библиографических сведений, позволяющих составить общее представление об объекте описания и идентифицировать (распознать) его в информационно-поисковом массиве. Тот, кто хотя бы раз пробовал описывать «слепые» электронные ресурсы, тщетно выискивая хоть какую-то библиографическую информацию о них, наверняка согласится с тем, что в целом их библиографическое качество все еще очень низкое. Итак, даже поверхностный анализ проблемы библиографического описания электронных ресурсов свидетельствует о необходимости ее серьезной, комплексной проработки. Данное учебное пособие призвано помочь в этом. На наш взгляд, помощь должна заключаться не только в систематическом изложении соответствующего теоретико-практического материала, но и в ознакомлении с внутренней логикой библиографического описания электронных ресурсов. Мы полагаем, что наиболее адекватной для этих целей является «вопросная» установка. Поэтому пособие состоит из нескольких взаимосвязанных консультаций, построенных как ответы на насущные вопросы: что такое электронные ресурсы? какими они бывают? какие стандарты действуют в области библиографического описания электронных ресурсов и ссылок на них в нашей стране и за рубежом? каковы сильные и слабые стороны этих стандартов? и др. В двух приложениях содержание консультаций конкретизируется посредством многочисленных примеров описаний электронных ресурсов и ссылок на них (эти примеры подобраны или сформированы самим автором по принципу частой встречаемости в практике использования этого вида информационных ресурсов). Так как в тексте встречаются специальные термины, без владения которыми невозможно качественно усвоить ключевые положения теории и методики описания электронных ресурсов, их определения даются в словаре терминов, организованном по алфавитному признаку. При первом упоминании в тексте термины из словаря выделяются разрядкой. Доказано, что эффективность процесса обучения во много раз возрастает, когда границы учебника или учебного пособия сознательно раздвигаются обучаемыми. Это помогает панорамно охватить материал и вписать его в более широкий контекст. Поэтому к пособию прилагается развернутый список использованных источников, который состоит из нескольких частей: стандарты, методические и учебные пособия, монографии, статьи из 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.