УДК 373.167.1:821.161.1+821.161.1(075.3)
ББК 83.3(2=411.2)я721
М69
Учебник допущен к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, в соответствии с Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации № 254 от 20.05.2020 (в редакции приказа
№ 766 от 23.12.2020).
М69
Михальская, анна Константиновна.
Литература : 11-й класс : учебник : в 2 частях
ISBN 978-5-09-110458-5.
Ч. 1. — 559, [1] с.
ISBN 978-5-09-110459-2.
/
А. К. Михальская, О. Н. Зайцева. — 4-е изд., стер. — Москва :
Просвещение, 2023.
Учебник входит в УМК для 10—11 классов А. К. Михальской,
О. Н. Зайцевой «Литература».
Особенностью курса является его тесная связь с предметом «Русский
язык». Предлагаемая система заданий направлена на формирование универсальных
учебных действий и личностных качеств учащихся.
уДК 373.167.1:821.161.1+821.161.1(075.3)
ББК 83.3(2=411.2)я721
Учебное издание
Михальская Анна Константиновна
Зайцева Ольга Николаевна
Литература. 11 класс
Учебник
Ответственный за выпуск А. С. Наруцкая. Редакторы Е. В. Ермакова,
М. М. Литвинова. Художественный редактор Л. П. Копачева
Технические редакторы И. В. Грибкова, С. А. Толмачева
Компьютерная вёрстка О. В. Поповой. Корректор Г. И. Мосякина
В двух частях. Часть 1
Центр литературы
Гарнитура «Школьная». Усл. печ. л. 35,0. Тираж экз. Заказ № .
Подписано в печать 25.08.2023. Формат 60 Ч 90/16.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение». Российская Федерация,
127473, г. Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 3, помещение 1H.
Адрес электронной почты «Горячей линии» — vopros@prosv.ru.
ISBN 9785091104592 (ч. 1)
ISBN 9785091104585
.
© АО «Издательство «Просвещение», 2021
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2021
Все права защищены
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.3
Содержание
Содержание
Дорогие друзья! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Структура учебника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Иван Алексеевич БУНИН
7
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Детство. Отрочество. Истоки и начало творчества . . . . . . 8
Юность. Начало литературной работы . . . . . . . . . . . . . . . 15
В литературной среде и большой литературе.
1880—1890-е годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
На родине. 1900—1918 годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
В эмиграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ЧИТАЕМ РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» . . . . . . . . . . . 32
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Максим ГОРЬКИЙ
58
НАЧАЛО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Детство. Юность. Жизненные университеты . . . . . . . . . . 60
Начало литературной деятельности.
Ранние романтические произведения . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЧИТАЕМ РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» . . . . . . . . . . . . . . . 68
ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1890-Х — 1905 ГОДОВ . . . . . . . . . . . . . . 73
Роман «Фома Гордеев» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
НАКАНУНЕ. ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ 1905—1907 ГОДОВ. . . . . . 80
ЧИТАЕМ ПЬЕСУ «НА ДНЕ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Замысел и истолкование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Композиция и смысл пьесы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
556 Содержание
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.557
Лука и Сатин. Варианты истолкования смысла
пьесы «На дне». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М. ГОРЬКОГО
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Серебряный век: русская литература
предоктябрьской поры
123
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Литературные методы рубежа XIX—ХХ веков
и первых десятилетий XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗМА
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Символизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Акмеизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Футуризм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Новокрестьянские поэты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Имажинизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Экспрессионизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
РЕАЛИЗМ И ТВОРЧЕСТВО А. И. КУПРИНА . . . . . . . . . . . . . . . 207
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Александр Александрович БЛОК
232
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
НОВАТОРСТВО ТВОРЧЕСТВА А. А. БЛОКА . . . . . . . . . . . . . . . 253
ЧИТАЕМ ПОЭМУ «ДВЕНАДЦАТЬ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Содержание
.
557
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.558
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ
285
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Лирика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Поэмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Сатира и театр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
НОВАТОРСТВО ТВОРЧЕСТВА В. В. МАЯКОВСКОГО . . . . . . . . 309
ЧИТАЕМ ПОЭМУ «ОБЛАКО В ШТАНАХ» . . . . . . . . . . . . . . . . 316
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
Сергей Александрович ЕСЕНИН
340
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Ранняя лирика. «Радуница» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Стихотворения 1917—1918 годов.
Поэмы «Инония», «Сорокоуст», «Пугачёв» . . . . . . . . . . . . 351
Сборник «Москва кабацкая». Цикл «Персидские
мотивы». «Русь советская». Поэма «Чёрный человек» . . 356
ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО С. А. ЕСЕНИНА . . . . . . . . . . . . 370
ЧИТАЕМ ПОЭМУ «АННА СНЕГИНА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
СМЕРТЬ ПОЭТА. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА С. А. ЕСЕНИНА . . . 377
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
558 Содержание
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.559
Анна Андреевна АХМАТОВА
394
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
ТВОРЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО
И ЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ А. А. АХМАТОВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . 414
ЧИТАЕМ ПОЭМУ «РЕКВИЕМ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА
447
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
Начало творчества и ранние стихотворные сборники . . . 451
Годы революции и Гражданской войны.
Творческий расцвет и зрелость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
Эмиграция. Возвращение. Конец жизни . . . . . . . . . . . . . . 466
ТВОРЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО
И ЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . 469
ЧИТАЕМ ОЧЕРК «МОЙ ПУШКИН» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 484
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Борис Леонидович ПАСТЕРНАК
498
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
Начало пути. Проблема выбора.
Первые стихотворные сборники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
Творчество 1920-х годов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504
Творчество 1930—1940-х годов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
Содержание
.
559
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.560
ТВОРЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО
И ЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА . . . . . . . . . . . . . . . 528
ЧИТАЕМ РОМАН «ДОКТОР ЖИВАГО» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531
История создания и судьба романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 532
Жанр. Особенности образа героя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
Философская основа романа.
Россия, революция, история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539
Система образов романа.
Язык прозы Б. Л. Пастернака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 542
Сюжет и композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544
Исследовательские задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547
Теория и практика: изучаем, повторяем,
систематизируем, тренируемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550
Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.561